Вопрос. По каким признакам учитель может судить о непонимании учащихся?
Ответ. О непонимании учащихся учитель может судить по следующим признакам:
1) пустота в мыслях, когда учащиеся не могут усваивать устную речь, насыщенную словами, недоступными их пониманию. В этот момент учитель может увидеть, что взгляд ребенка совершенно пуст, он не видит учителя;
2) «отсутствие» всякого присутствия. При непонимании ученик переключается на мысли, которые его занимают больше, чем изучаемый материал. Ученик увлечен своими мыслями («витает в облаках»). Если учитель обращается к ученику в такой момент, тот может не услышать, что к нему обращаются;
3) нервное состояние наблюдается при накоплении у ученика большого количества непонятных слов. Постоянное непонимание может вызвать у ребенка слезы.
Ситуация. В начальной школе можно наблюдать, как одни дети сравнительно быстро приступают к работе по заданному образцу, добросовестно выполняют инструкции учителя, другие — постоянно обращаются за помощью, задавая много вопросов.
Вопрос. У какой группы учащихся выше готовность к школьному обучению?
Решение. У второй группы готовность школьному обучению выше. Они учатся сами, корректируя свою учебу вопросами. Они не будут пасовать и в ситуации изменения привычной схемы решения задания. Они своими вопросами могут вносить коррективы в исходный педагогический замысел учителя. Это подлинное учение. У первой же группы учащихся готовность к школьному обучению ниже. Они пассивно «принимают» обучение. На это указывают учителя, работающие по системе В.В. Давыдова.
Ситуация. Надя (7 лет) что-то хочет делать вместе с мамой, но непонятно, что именно. При этом ребенок капризничает, раздражается.
Вопрос. Каким должно быть поведение мамы?
Решение. Мама должна предложить Наде перечень возможных совместных занятий. «Ты сейчас хочешь порисовать со мной, послушать сказку или что-то еще?». Даже при неполном перечне пожеланий Надя поймет, что мама интересуется ее мнением, хочет понять желание дочери.
В процессе диалога желание ребенка обычно конкретизируется. Обсуждается его реализация; сразу или через некоторое время, а, может быть, в модифицированном виде, в замещающей деятельности или только в приятных мечтах: «Как здорово, когда…», «Хорошо, что у тебя есть такое желание».
А.С. Макаренко подчеркивал, что истинный смысл человеческой жизни есть завтрашняя радость. Во имя чего нужно трудиться, жить…
Ситуация. Ваня (9 лет) смотрит по сторонам, мечтает о компьютерных играх, дома все время сидит перед телевизором, уроки делает под нажимом. С лица его не сходит улыбка. Ваня улыбается всегда: и когда его ругают, и когда ставят двойки. Только при виде отца с ремнем моментально серьезнеет. Но ненадолго. Родители говорят: «Ему совершенно наплевать на оценки, на то, что о нем думают!»
Вопрос. Так ли это в действительности? Почему через два года учебы налицо такой результат?
Решение. Улыбки улыбками, но лицо Вани не походит на лицо счастливого мальчика. Это маска, под которой живет страх. Выясняется, что в первом классе Ване с трудом давались письменные уроки. Кляксы и грязь. Мать раздражалась, приходила в ужас и даже отхлестала его тетрадкой. В результате при одном упоминании о школе ребенок приходил в транс. К третьему классу патологическая реакция страха стала у него привычной.
Но то, что мальчик хорошо и с удовольствием выполнял задания, не связанные со школой, говорит о том, что у него внушенный страх школы, возникший в начальный период обучения.
Полезная информация:
Песенный стиль и жанры
Русский волжский песенный стиль складывался в XVI – XVIII вв. при взаимопроникновении и взаимодействии разных этнических культурных традиций: финно-угорской, тюркской, монгольской, германской и восточнославянской (в её северорусской и южнорусской версиях). Проблемы взаимодействия культурных традици ...
Возрастные особенности развития мышления у детей старшего дошкольного
возраста
Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психологического развития ребенка, первоначального формирования физических и психологических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, каче ...
Организационные вопросы курса графики
Обучение графике в восьмом классе имеет свою специфику по ряду признаков, к которым относятся возрастные особенности учащихся, их жизненный и трудовой опыт, а следовательно, несравненно более сознательные мотивы учения, потребность в приобретении знаний Поэтому, анализируя стоящие перед ним задачи, ...