4. Самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения.
5. Несформированность произношения звуков выражается вариативно. Наиболее распространенной формой нарушения является искаженное произнесение звуков, при котором сохраняется некоторая сходность звучания с нормативным звуком, а также отсутствие звука или замена близким по артикуляции, последняя создает условия для смешения соответствующих фонем и осложнений при овладении грамотой.
6. В зависимости от группы нарушенных звуков и формы нарушения строится коррекционная работа. Она состоит из четырех этапов: подготовительного, постановки звука, автоматизации и дифференциации.
7. Необходимым условием повышения эффективности коррекционной работы является активное включение в этот процесс родителей детей с речевыми нарушениями, в частности, детей с общим недоразвитием речи.
Экспериментальная часть данного исследования проводилась на базе дошкольного образовательного учреждения № 222 компенсирующего вида в период с 11. 09. 2011 по 25. 12. 2011 года. В нем принимали участие 10 детей пяти лет с логопедическим заключением общее недоразвитие речи III уровня. Параллельно с логопедическим обследованием детей проходила диагностика их родителей с целью определения степени их готовности к сотрудничеству с логопедом в коррекционной работе с детьми. Исходя из полученных результатов эксперимента, родители воспитанников были разделены на группы: с высоким уровнем мотивации, средним и низким.
В ходе констатирующего эксперимента было выявлено, что у детей, помимо прочих нарушений речи, наблюдается несформированность звукопроизношения. Среди дефектов фонетической стороны речи преобладали нарушения по типу: замены, отсутствие и искажение звуков в группах свистящих, шипящих и соноров.
Поэтому цель коррекционной работы заключалась в постановке и автоматизации нарушенных звуков в слогах, словах и связной речи.
Была разработана и апробирована система взаимодействия учителя-логопеда и родителей, направленная на преодоление нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
По окончании коррекционной работы было проведено повторное обследование звукопроизношения с целью выявления эффективности предложенной системы взаимодействия.
В ходе него было выявлено, что дети правильно произносят звуки из группы свистящих и шипящих изолированно, в слогах, словах и словосочетаниях.
Кроме того, необходимо наметить перспективы дальнейшего исследования звукопроизношения у детей пяти лет с общим недоразвитием речи:
данные звуки нуждаются в автоматизации в предложениях, стихах и связной речи.
по окончании коррекции сигматизма свистящих и шипящих перейти к постановке и автоматизации звуков [р], [р’] и [л], [л’]
Таким образом, в результате проведенной коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений звукопроизношения представленной в виде системы взаимодействия учителя-логопеда и родителей были получены положительные результаты в развитии звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Мы считаем, что представленная система коррекционно - логопедического взаимодействия - сотрудничества учителя-логопеда и родителей по преодолению нарушения звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи позволит успешно осуществлять формирование и развитие фонетической стороны речи. Представленная нами система не исчерпывает актуальность проблемы подготовки родителей для повышения коррекционной направленности воспитания в семье детей с общим недоразвитием речи и требует поиска новых возможностей.
Полезная информация:
Исторические аспекты развития художественной росписи ткани в России
На Руси с незапамятных времен известны способы расцвечивания ткани путем набивания узора, в дальнейшем получившие название печатных рисунков. Это так называемые различные виды «набойки», от слова «набивать». Этот способ заключается в следующем: вырезался узор на доске, затем доска смачивалась краск ...
Конспект объяснения нового материала
При обработке рукавов покроя реглан существуют свои особенности. Рассмотрим обработку двухшовного рукава реглан. Рис. Наименование срезов деталей двухшовного рукава Технологическая обработка двухшовного рукава покроя реглан с притачной манжетой Передние срезы рукавов стачивают по контрольным надсеч ...
Особенности распознавания семантически близких значений
Задания данной группы вызвали у детей, вошедших в экспериментальную группу, значительные затруднения. Детям сложно было найти лишнее слово, некоторые отвечали наугад и выбор свой никак не могли объяснить. Другие же пытались найти какое-то логическое объяснение своему решению. Так, например, в групп ...