Педагогический контроль – система проверки результатов познавательной деятельности студентов, т.е. определение степени и качества достижения учебных целей.
Общие требования к педагогическому контролю:
Соответствие сквозной программе дисциплины.
Адекватное использование методов.
Педагогический контроль играет очень важную роль в управлении учебным процессом, выполняя функции оценочную (измерительную), корригирующую, обучающую и мотивационную.
В зависимости от места и времени проведения педагогического контроля по ходу изучения дисциплины выделим три вида контроля: текущий, рубежный (промежуточный) и итоговый.
Текущий контроль осуществляется преподавателем на этапе учебного процесса, когда учащийся осваивает виды деятельности или действия, которые определены как цели обучения. Его «временное место» – практическое занятие. Естественный исторически сложившийся ход учебного процесса (с точки зрения ученика!) можно представить следующим образом. До практического занятия учащийся готовиться по теме – это так называемая самостоятельная внеаудиторная работа, или самоподготовка. Чаще всего она состоит в ознакомлении с информацией – чтение учебника, конспектов лекций и пр., иногда студенту предлагается выполнить какие-то задания или решить задачи. Преподаватель должен проконтролировать, готовился ли студент дома к занятию. Поэтому первым этапом текущего контроля будет называться контроль исходного уровня подготовки к занятию по теме. Основная функция этого этапа контроля – мотивационная, поэтому, если у студентов уже имеется привычка обязательно готовиться к занятиям, его можно и не проводить.
В ходе занятия преподаватель организует познавательную деятельность студентов с целью выработать у них определенные умения. Учащиеся выполняют соответствующие действия, а преподаватель контролирует, правильно ли они эти действия выполняют и, если необходимо, корректирует действия студентов. На этом этапе текущий контроль можно назвать контролем выработки целевых умений занятия (темы). Основная функция его – корригирующая, и отчасти обучающая.
По завершении занятия преподаватель должен получить информацию об успешности изучения темы студентами – можно провести как бы третий этап текущего контроля, назовем его заключительный по теме. Функции этого этапа текущего контроля – оценочная, корригирующая, и только отчасти мотивационная и обучающая.
Рубежный контроль проводится по завершению изучения раздела учебного материала дисциплины, иногда – нескольких разделов (модуля). Его основная функция – оценочная, но остальные функции тоже определяются.
Итоговый контроль завершает изучение курса дисциплины, выполняя, прежде всего, функцию оценочную.
Организационные формы проведения контроля разнообразны и в настоящее время определяются либо индивидуально самим преподавателем, либо кафедрами. Можно определять организационные формы рубежного и итогового контроля. При рубежном контроле используются такие формы, как коллоквиумы, контрольные работы, зачетные занятия и пр. Нормативные документы высшей школы (учебные планы) в настоящее время определяют форму проведения только итогового контроля. Их всего две – зачет и экзамен. Разница в оценочных шкалах. При проведении зачета используется оценка «зачтено» или «не зачтено» (как бы двух балльная шкала). Оценочная шкала экзамена – четырех балльная («неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично»).
В настоящее время существует два метода педагогического контроля: экспертный и тестирование.
Экспертный метод существует с незапамятных времен, и до двадцатого века был единственным. Процедура его проста – знатоки в своей области (один или комиссия) определяют, каков уровень подготовленности конкретного ученика. При этом нет никаких объективных критериев, используя которые эксперты могли бы доказать, что этот студент подготовлен на «отлично», а этот – «неудовлетворительно». И хотя общие рекомендации все-таки можно сформулировать, способ этот очень субъективен. К недостаткам его можно также отнести невозможность провести оценку освоения всего учебного материала из-за «малой скорости» работы эксперта.
Полезная информация:
Виды и формы дизартрии
Бульбарная дизартрия Чем ближе очаговое поражение располагается к стволу мозга, тем вялый паралич становится более распространенным, а дизартрия – менее избирательной. В случае поражения самого вещества продолговатого мозга развиваются наиболее тяжелые формы бульбарной дизартрии с невнятной, " ...
Разработка урока по теме: «Цветовое решение интерьера детской
комнаты»
Тема урока: Цветовое решение интерьера детской комнаты. Цель: Сформулировать у учащихся знания о роли цвета в проектировании детской комнаты. Задачи: Образовательная: изучить психологические особенности восприятия цвета, роль цвета в создании интерьера детской комнаты. Развивающая: развитие творчес ...
Реализация и анализ психолого-педагогического исследования уровня развития
речи детей 2 года жизни
Цель исследовательской деятельности состояла в том, чтобы проверить достоверность выдвинутых нами теоретических положений, а именно, что возможно систематизация теоретического материала и эмперического исследования позволит разработать и поэтапно реализовывать систему дидактических игр, направленны ...