Разработка контролирующих тестов по дисциплине "Развитие информационного общества"

Образование и воспитание » Разработка контролирующих тестов по дисциплине "Развитие информационного общества"

В настоящее время тесты прочно обосновались в нашей жизни (от науки до развлекательных программ). Они стали также неотъемлемой частью системы образования: контроль, обучение, оценивание знаний в школе и ВУЗе. Есть много аргументов «За» и «Против» тестирования в процессе обучения. Противники тестирования указывают на невозможность судить о моменте ошибки обучающегося, логике его рассуждения в процессе тестирования, на вероятность угадать ответ и попросту списать. Ещё одним приводимым аргументом они называют то, что в процессе тестирования обучаемые испытывают определённый стресс, а потому могут растеряться и не показать своих действительных знаний. Сторонники тестов говорят, что тесты помогают во многом экономить время и силы преподавателя и студенту показать реальный уровень успеваемости, позволяют проверить усвоение большого объёма материала, осуществить пошаговый контроль и т.д.

Считается, что профессионально составленный тест даёт наиболее объективную картину подготовленности обучаемого по предмету, кроме того, он является особенно полезным для обеспечения непрерывности контролирующей деятельности педагога, измерения эффективности всей программы.

Во многих странах тестирование стало существенной составляющей жизни ВУЗа.

В то же время, опыт проведения централизованного тестирования в нашей Республике вскрыл много проблем: неподготовленность учащихся к такого вида контроля, недостаточное владение преподавателями методиками использования тестов и подготовки обучаемых к тестовому экзамену, непонимание многими участниками образовательного процесса, сути и особенностей теста и тестирования.

Тестирование в ВУЗе имеет свою специфику. Тесты - необходимый, но недостаточный элемент методов оценки учебной деятельности. Тест целесообразен после обычных контрольных работ как итоговый контроль по теме, как рубежный контроль, но не как итоговый контроль (экзамен) учебной деятельности. Такой тест должен быть уровневый (на данное задание теста приводится ряд ответов, из которых несколько правильных, и которые различаются глубиной понимания контролируемого задания учебного материала).

Педагогическое тестирование является современным и прогрессивным методом педагогического контроля. При его проведении необходимо использовать задания в тестовой форме на определение у обучаемого не только знаний, но и умений – составлять задания в виде маленьких задач.

Хотя тестированием можно довольно точно измерить уровень подготовленности в баллах, рекомендации по выставлению оценки студенту («отлично», «хорошо» и пр.) по результатам тестирования к настоящему моменту еще не разработаны. Общие рекомендации – уровень подготовки может быть определен как удовлетворительный, если суммарный балл испытуемого за выполнение теста составит 60-70% максимально возможного балла теста.

В итоговом педагогическом контроле тестирование может применяться только как один из компонентов. Т.к. целями обучения в профессиональной школе являются комплексные профессиональные умения, уровень их сформированности можно определить только с помощью экспертной оценки преподавателем при собеседовании. А наличие у испытуемых мануальных умений вообще тестированием определить и измерить нельзя.

Темой ВКР может стать систематизация средств педагогического контроля при преподавании учебной темы; приведение их в вид, соответствующих педагогическим требованиям.

В данной дипломной работе осуществляется попытка разработать контролирующие тесты по дисциплине «Развитие информационного общества».

Степень разработанности темы. Вопросы, связанные с:

- информатизацией образования освещались в трудах Г.Г. Воробьева, Б.С. Гершунского, А.П. Ершова, В.А. Извозчикова, Е.И. Мащбица, В.М. Монахова, Н.Ф. Талызиной, О.К. Тихомирова и др;

- использованием компьютерных средств в образовании освещались в трудах отечественных и зарубежных исследователей: К. Вашика, Н.В. Клемешовой, А.В. Осина, М. Л. Ремневой, О.В. Дедовой, Г.М. Шампанера, М. Дамаску, Д. Пакелена, В. Леменье и др.;

- разработкой электронных средств обучения освещались в трудах Н.Д. Изергин, А.А. Кудряшов, А.Ю. Руднев, В.А. Тегин.;

- планированием и организацией самостоятельной работы учащихся занимались Л.Г. Вяткин, М.Г. Гарунов, Б.П. Есипов, В.А. Козаков, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, Н.А. Половников, П.И. Пидкасистый и др.

Цель дипломной работы: разработка контролирующих тестов по дисциплине «Развитие информационного общества».

В связи с этим были поставлены следующие задачи:

1. Изучить научную, техническую и нормативную литературу по теме работы и провести ее теоретический анализ;

2. Рассмотреть тест как средство измерений знаний, формы тестовых заданий, методы и приемы их использования;

3. Разработать перечень контролируемых вопросов и сформировать тестовые задания по дисциплине «Развитие информационного общества»;

4. Провести эксперимент, его статистическую обработку и выполнить корректировку тестов.

Объектом работы является процесс разработки контролирующих тестов.

Предметом работы является процесс разработки контролирующих тестов по дисциплине «Развитие информационного общества».

Методы исследования:

анализ литературных источников (научно-методической литературы, документальных и архивных материалов), изучение педагогического опыта;

педагогическое наблюдение, метод опроса (метод беседы, интервьюирование, анкетирование), тестирование;

педагогический эксперимент, компьютерное моделирование.

Эмпирические источники. Результаты собственного исследования, проводившегося во время педагогической практики на базе МАОУ ВПО «Нижнекамский муниципальный институт» г. Нижнекамска.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования применялись в учебном процессе в группах очного и заочного отделения МАОУ ВПО «Нижнекамский муниципальный институт» г. Нижнекамска под руководством преподавателя, к.п.н. Бакеевой Л.В.; рассмотрены и одобрены на заседании кафедры информатики и математики МАОУ ВПО «Нижнекамский муниципальный институт» г. Нижнекамска.

Научная ценность работы заключается в том что, на основе результатов практического использования тестов по дисциплине «Развитие информационного общества», разработана методика преподавания темы «Электронные таблицы» на уроках информатики с их применением. Дисциплина «Развитие информационного общества» включает тесты итогового и текущего контроля, включающий в себя модули «Электронные таблицы» начиная с темы «Понятие об электронной таблице» и заканчивая темой «Графическое оформление данных».

Практическая ценность работы состоит в том, что данный тест при необходимости может быть дополнен в соответствии с содержанием учебного материала новыми демонстрационными материалами. А благодаря тому, что образовательный ресурс создан с помощью программы Camtasia Studio, специалисты, имеющие опыт работы с этими технологиями могут создать свое пособие на основе уже имеющегося.

Положение, выносимое на защиту:

Комплект тестов по дисциплине «Развитие информационного общества» позволяют произвести контроль знаний студентов.

Полезная информация:

Организация и методика констатирующего эксперимента
Констатирующий эксперимент проводился на базе 2 учреждений: МОУ “ Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 7” Советского района г. Красноярска и МОУ “Средняя общеобразовательная школа № 91” Советского района г. Красноярска c 1 октября по 9 октября 2008 года. В ...

Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталого школьника
Исследования советских ученых дают основания относить к умственной отсталости только те состояния, при которых отмечается стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, вызванной органическим повреждением коры головного мозга. Умственная отсталость – это не просто «мало ...

Оформление результатов научных работ. Виды научных робот
Любое произведение научного характера можно условно разделить на три части: вводную, основную и заключительную. Большинство учебно-научных работ студентов по своей композиционной структуре состоит из следующих элементов: 1) титульного листа; 2) оглавления; 3) введения; 4) основной части; 5) заключе ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru