Правильный результат дает сочетание видов заданий и приемов работы со словом, давным-давно теснее обнаруживших место в методике преподавания русского языка, с усвоением той или другой темы. Вот несколько примеров. Тема "Предложение" I класс.
Москва - столица России. Москва - самый основной город страны. В Москве работает правительство. Машина помогает человеку в работе. Все работы отличны. Мой старший брат шагает на работу. Тетрадь, карандаш, пенал - учебные вещи учащийсяа. Мы любим русский язык. Тема "правописание слов с двойными согласными". II класс.
Суббота - выходной день моих родителей. В апреле в стране проходит субботник. Увлекательный пассажир ехал с нами в одном вагоне. Витя собрал двенадцать килограммов макулатуры. Колхоз - коллективное хозяйство.
Надлежит подметить, что сходственные диктанты проводятся по окончанию постижения темы. Каждом знаменито, что при постижении той или другой темы по русскому языку на страницах учебника в границах встречаются слова с непроверяемым написанием. Их записывают и работают с ними. В.Д. Купров предлагает еще один вариант работы с ними, при помощи которой получаются достаточно отличные итоги. К примеру, пройдена в III классе тема "Местоимение". Новых слов тут четыре: совместно, впереди, двенадцать, шестнадцать. В проверочную работу по данной теме всенепременно включает их в задания:
Составь предложение со словами (идут слова одно, два).
Припомни и занеси слова с непроверяемым написанием, которые ты постигал по теме "Местоимение". Составь с ними словосочетания.
В теме "Имя существительное" или "Имя прилагательное" предлагает такое задание:
"Просклоняй слова килограмм, красивый".
Этим приучает трудиться учащихся с сложными словами при выполнении всякого вида задания. Дети отменнее запоминают и усваивают правописание подобных слов. Причем делается это при постижении всей темы.
И еще есть одна увлекательная работа, дающая также правильный итог при изучении слов с непроверяемым написанием и являющаяся значимой для лингвистического становления учащихся. В новейшее время в средних классах педагога русского языка в работе над этими словами благополучно используют этимологический обзор. Применение слова в речи требует понимания его точного смысла, знания объединять его с другими словами, положительно употреблять. Школьный этимологический обзор используется для того, дабы пробудить у детей интерес к сложным словам, дабы они легче усваивали их написание. В исходной школе такой обзор может быть не полным, а частичным, "упрощенным". Собирается список слов, которые приписываются путем этимологического обзора. Так, в III классе эти слова: телефон, телеграф, телевизор, телескоп. Учащиеся узнают, что первая часть слов теле - пришла в русский язык из греческого языка и обозначает "вдалеке". Дети легче и осознанней запомнят графический тип данных слов. В латинском языке есть приставка кон-. Также дозволено знакомить учащихся с написанием подобных сложных слов, как конфета; ко- команда, начальник; кол- коллекция, коллективный; ком- комиссия, компот. Третьеклассники отлично усваивают слова с латинской приставкой де-: демонстрация, депутат, делегат, декорация.
Читая детям рассказ К. Паустовского о встрече с лесником, тот, что любил искать словам трактование, и которому это занятие доставляло крупную веселье. "Обнаружишь слову трактование и радуешься", - говорил он писателю. "Отчего отдельные растения, птицы, звериные именуются именно так", - говорил ребятам Купров. Представляет цветные рисунки с отображением гвоздики, малины, шиповника, синицы, медведя. Учащиеся, рассматривая рисунки, делают свои первые "открытия": "Гвоздику так назвали потому, что по форме она схожа на гвоздь, шиповник имеет шипы, малина как бы состоит из мелких ягод, синица - синяя, медведь любит мед и следственно знает (ведает) где его искать". Рационально провести работу со стихотворениями Е. Серовой из цикла "Подскажи словечко":
Все знакомы с нами:
Блестящие, как пламя,
Мы однофамильцы
С мелкими гвоздями.
Полюбуйся дикими
Алыми… (гвоздиками)
Для этимологического обзора слова применялся Купровым диалог Н. Сладковой "Сорока и медведь". "Но не неизменно происхождение слова так ясно, так ясно. Дюже зачастую о происхождении слова мы можем узнать только из специальных книг, словарей", - говорил он. Так проходила работа со словом рябина, которое учащиеся зачастую пишут неверно. Вначале дети отгадали загадку: "Под уровнем-уровнем висит зипун с красным гарузом". Учащийсяи читают слово, написанное на карточке, вначале про себя, после данного два раза вслух и, наконец, проговаривают его хором. Позже данного записывают его в тетрадях или в словариках. Педагог показывает цветной рисунок с изображением ветки рябины и говорит: "Слово рябина случилось от славянского слова ряб, что обозначало рябой, цветастый; чай сочетание мелких ясно-зеленых различных листьев рябины и оранжево-красных ягод данного деревца вызывает такое чувство, что в глазах рябит". С применением разборных таблиц составляются и записываются слова с корнем рябин-. Разборные таблицы применяются учителем на занятии так: нужные части слова пишутся на ломтиках белой плотной бумаги, сложенных вдвое и опрятно склеенных внизу. Причем всякая морфема пишется чернилами одного цвета (скажем, приставки - зелеными, корни - красными, суффиксы - каштановыми, окончания - черными).
Полезная информация:
Учебная деятельность младшего школьника
С поступлением ребенка в школу в число ведущих наряду с общением и игрой выдвигается учебная деятельность. В развитии детей младшего школьного возраста этой деятельности принадлежит особая роль. Учебная деятельность как самостоятельная складывается именно в это время и определяет во многом (если не ...
Методы и приемы обучения аппликации в старшей группе
Основная задача обучения аппликации детей шестого года жизни - овладение разнообразными приемами вырезывания. На занятиях дошкольники изображают предметы, имеющие различные очертания, симметричные и несимметричные формы в статичном положении или с передачей несложного движения. Опираясь на представ ...
Особенности младшего школьного и подросткового возраста
Часто сталкиваясь в своей практике с трудностями, возникающими у детей, педагоги и психологи пытаются анализировать каждую конкретную ситуацию, учитывая при этом общие возрастные особенности ее участников. Основная опора для специалистов - это периодизации возрастного развития. Наиболее общеприняты ...