Так, наименования дней недели помогают запомнить стихи Б. Заходера "Муха-цокотуха":
Жила-была Муха-чистюха.
Все время купалась Муха.
Купалась она в варенье
В чудесном
Клубничном
Варенье.
В понедельник -
В вишневой наливке.
Во вторник -
В томатной подливке.
В среду -
В лимонном желе.
В четверг -
В киселе и смоле.
В пятницу -
В простокваше,
В компоте
И в манной каше…
Позже того, как учащиеся выписали наименования дней недели на доске и в тетрадях, провели орфографическую работу с ними, они отвечают на вопрос: "В каких падежах стоят существительные с предлогами, называющие дни недели"?
Методология запоминания словарных слов:
1. Записать словарное слово и поставить ударение. Скажем: береза.
2. Выделить (подчеркнуть, обвести) слог, тот, что вызывает сложности (сомнение) при написании. Скажем: бе-ре-за.
3. Внести отдельно слог, дерзкий сомнение, выделив (размером, цветом) подозрительную орфограмму. Скажем: бЕ, бе.
4. Обнаружить ассоциативный тип, объединённый со словарным словом и записать его наоборот словарного слова.
Требования к ассоциативному образу.
а) Ассоциативный тип непременно должен быть связан со словарным словом каким-то всеобщим знаком.
Модель: Сл.слово Ас. образ
признак знак
Ассоциативная связь может быть по:
- цвету; - месту расположения;
- форме; - звучанию;
- действию; - вкусу;
- материалу; - назначению;
- числу; - и т.д.
б) Ассоциативный тип должен иметь в своем написании не вызывающую колебаний букву, которая является подозрительной в словарном слове.
Скажем:
Сл. слово Ас. образ
береза - по цвету БЕлая
береза - кудрявая надобен грЕбень -
дабы расчесать -
по форме, как буква Е
итог: бЕреза - бЕлая
- гребень (Е)
5. Представить словарное слово, связанное с ассоциативным типом (рисунок и/или пересечение слов через подозрительную орфограмму).
6. Прочитать словарное слово и отчетливо воспроизвести вслух обнаруженный ассоциативный тип, представляя их объединение и объединяющую их подозрительную орфограмму.
Невозможно навязывать учащийся у своей ассоциации.
Ценность - присутствие у всего личного ассоциативного образа при данных запросах: связь и всеобщая заданная орфограмма.
Эта методология - не догма, а источник творчества.
Примеры лексических слов и ассоциативный тип:
гАзета – бумАга
дИректОр – крИк, рОт
зАвод – трубА
инЕй – бЕлый, снЕг
кАпуста – зАяц
кАрандаш – грАнь, бумАга
кАрман – дырА
кОнцерт – нОта, дО, хОр
кОрабль – вОлны, бОцман, кОк
лАдонь – лАпа
мАшина – шинА
сОбака – хвОст
При обследовании домашнего урока по учебнику всенепременно надобно оценивать детей, все ли слова, встречающиеся в тексте, вестимы, внятны. Невозможно отбрасывать без интереса ни одного неясного слова с непроверяемым написанием, встретившегося в учебнике "Русский язык" или в "Книге для чтения". Нужно учить видеть такие слова в рассказе, стихотворении, научной статье, находить им трактование, вносить в персональные словарики. Персональные словарики обязаны быть у всего учащийсяа, как заявляет В.Д. Купров. Откуда вносят учащийся слова, из всякого текста, прочитанного ими. В I классе и первом полугодии II класса слова в словарики вписывают совместно. Скажем, слова: береги работу, поработали, работой, работает (слова берутся из задания). Когда дети "познакомились" со словами работа, рабочий, то в своих словариках обнаружили слова, им "родные".
Таким образом, в оглавление словарной работы на занятиях чтения включается:
- обогащение речи учащихся словами на вершине становления представлений и представлений;
- уточнение значений знаменитых слов путём непосредственных слежений за объектом и разборы слова в контексте, определение главных, значительных знаков представления, выраженного словом;
- растяжение сферы употребления знакомых и новых слов, сравнение употребления изученных слов в данном и каком-то ином (ранее или позже изученном) контексте, включение слов в новейший контекст;
- постижение путём слежения над словом в тексте его стилистической роли и существенных лексических категорий;
- работа над образными орудиями языка в тексте;
- использование слов учащимися в связной речи, понимание их смысловых и грамматических связей.
Полезная информация:
Природа и духовное начало народных воспитательных традиций
Духовность нации – сложное понятие. В русской религиозной философии оно использовалось прежде всего для объяснения самостоятельности культурной субстанции народа и определяющей роли исторических судеб наций. В советской теории оно не было столь употребимо и не нашло своего места как в системе понят ...
Психолого–педагогические особенности младшего
дошкольного возраста
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения. С 3–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании ...
Роль кабинета иностранных языков в создании языковой среды
Под языковой средой мы понимаем комплекс естественных и искусственно создаваемых условий для погружения и укоренения в культуре и приобретения посредством этого социальнозначимых качеств, а также достижение поставленных целей. В нашем исследовании создаваемая языковая среда ограничивается рамками к ...