Биосфера – единственная естественная сфера существования человека. На современном этапе развития человеческой цивилизации она претерпевает столь быстрые изменения, что они стали заметны в течение жизни одного поколения. И изменения эти полезными назвать вряд ли возможно. Ошибки современного человека по своей природе те же, что и тысячи лет назад. Однако по масштабам своих последствий превышают ошибки предшественников на много порядков. Тем не менее, экологическое качество среды не включено в систему ценностных ориентаций нашего общества. К числу новых явлений жизни относится формирование экологической культуры. Соединят в себе сложную совокупность ценностных отношений человека к окружающей среде, экологическая культура служит одним из важнейших средств ориентации личности в системе "природа-общество". В относительно самостоятельное направление выделяется и экологическое образование, которое можно рассматривать как элемент общего образования, связанный с овладением научными основами взаимодействия природы и общества.
Направления экологического образования на уроках химии
А потому одна из задач современной школы – воспитать поколение людей, осознающих значимость экологических знаний для дальнейшего выживания человечества.
Лейтмотивом экологизации учебно-воспитательного процесса должна стать необходимость формирования экоцентрического сознания, для которого характерно:
понимание «экологического императива» (правильно то, что не нарушает экологического равновесия в природе);
осознание, что все, созданное природой, имеет право на существование;
отказ от противопоставления мира людей миру природы, так как это единая система.
Но следует помнить, что «образование столь могущественно, что может ухудшить положение дел» (Дж. Бердвуд). Это относится и к образованию экологическому, если оно ведется непрофессионально, без учета возрастных особенностей учащихся, эпизодически и т.д. В связи с этим особенно возрастает роль учителей профессионалов естественного цикла. Именно на этих уроках можно и нужно не только предоставлять учащимся информацию о состоянии окружающей среды, но и учить ее воспринимать и интерпретировать, так как информация, порождающая тревогу, часто блокируется сознанием человека. Это блокирование имеет древние культурно-исторические корни.
Как учитель химии я вижу свою задачу в том, чтобы вооружить учащихся экологическими знаниями, привить им навыки осознанной экологической культуры поведения в трудовой деятельности и в быту. Практически к каждой теме школьного курса химии можно подобрать соответствующий экологический материал. Проблема состоит в том, как его преподнести, чтобы учащимся он был интересен, чтобы не вызывал «отторжения» как нечто надоевшее и « приевшееся». Хочу привести некоторые приемы, которые позволяют это сделать.
Например, использование видеофильмов. Хорошо сделанный видеосюжет, учитывающий возрастные особенности, производит достаточно сильное впечатление, а его обсуждение позволяет сформировать правильное понимание той или иной экологической проблемы. Для учащихся 8 классов использую видеосюжеты «Оксфордской видеоэнциклопедии» - непродолжительные, доступные для первичного восприятия, очень наглядные. Для старшеклассников – сюжеты более серьезные, научные, которые сегодня, я думаю, без труда можно подобрать в любой видеотеке.
Подготовка учащимися сообщений и рефератов. Стремлюсь предлагать для работ интересные темы и рекомендую дополнительную литературу. Важно отработать с учеником подачу материала: кратко, динамично, с использованием наглядности в виде рисунков, таблиц, диаграмм. Увеличивает эффективность восприятия преподаваемого материала введение элементов беседы, постановки проблемных вопросов по материалу, отраженному в реферате, ведь практически о любой экологической проблеме у учащихся есть какое-то представление, сложившееся под воздействием СМИ, других уроков. И им вполне посильна роль не только простых слушателей, но и собеседников, оппонентов. А итог, который подводит готовивший реферат ученик, воспринимается после этого более осознанно.
Полезная информация:
Отличительные черты деловой игры
Общеизвестно, что отсутствие интереса к изучению того или иного предмета является одной их важнейших причин низких результатов обучения учащихся. Как вызвать заинтересованность у детей в изучении отдельных тем и всего предмета? Одним из путей решения этой проблемы является организация и проведения ...
Основные особенности метода анкетирования
Анкетирование, по Столяренко Л.Д. – «вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов – анкета». Анкетирование подразделяется на виды по разным критериям. 1. По числу респондентов: индивидуальное, гр ...
Понятие о непроизвольной памяти
Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной памятью. Непроизвольное запоминание – запоминание, происходящее без намеренного использования специальных средств для лучшего сохранения материала в памяти. В силу того, ...