Параграф призван характеризовать работу библиотек области с детьми и подростками, ее особенности и специфику.
На 1.01.2005 года детское население Пермской области обслуживали: Пермская областная детская библиотека им.Л.И. Кузьмина, 40 центральных детских библиотек, 41 специализированный детский филиал. В 614 библиотеках организовано обслуживание детей и взрослых. Уменьшилась сеть специализированных детс5ких библиотек на 5 единиц. Количество пользователей-детей 329685. По-прежнему проблемным остается комплектование литературы для детей и подростков. В 2004 году в библиотеки поступило 116205 экземпляров новых изданий, что значительно меньше, чем в 2003 году (2003 г. - 142951).
Работа в библиотеках ведется прежде всего с целью пропаганды книги. А так как библиотека детская, то способов великое множество: литературные праздники (Неделя детской книги и т.д.), красочные выставки, встречи с художниками-иллюстраторами (такая встреча прошла совсем недавно с Пермской областной детской библиотеке им.Л.И. Кузьмина с С.Р. Ковалевым) и писателями. Кроме того, создаются программы развивающего чтения :
для дошкольников разработаны программы в Кишертской, Уинской, Березовской, Пермской, Очерской, Березниковской, Кунгурской, Еловской, Верещагинской, Краснокамской ЦБС. Интересны программы в Горнозаводске. Цель программы - "Читающие дети - будущее России" - знакомство с художественной литературой, воспитание любви и интереса к книге. Подобные программы способствуют формированию у дошкольников интереса к библиотеке, к книге, умение слушать, рассуждать и читать.
для младшего школьного возраста - программы "Воспитание будущего читателя" (Бардымская ЦДБ), "Литература и фантазия" и Школа творческого чтения "Книгочей" (ЦДБ г. Перми), Школа семейных чтений (б-ка "2 Краснокамской ЦБС")
для подростков созданы программы развивающего чтения только в Соликамске и Березниках: "О подростке - для подростка", "Не осуди детские сердца", "Гармония". Работа проводится с коррекционными группами по произведениям О. Уальда, Э. Маршалла, Х. Андерсена, В. Крапивина, Ю. Томина, Ю. Сотника и т.д.
Во многих библиотечных системах (в 2004 г. - в 22) ведется работа с детьми с ограниченными физическими возможностями .
Соликамская городская библиотека семейного чтения для воспитателей и родителей детского сада (для детей с ОВЗ) провела обзор новых книг, день информации "Мой ребенок не такой, как все", праздник "Сказка за сказкой", а в Чусовской ЦБС для детей с ОВЗ организован клуб "Надежда".
Ведется работа с детьми из многодетных и патронатных семей. Так, в Губахе победителем конкурса "Лучшая читающая семья Прикамья" стала патронатная семья Нечаевых.
Ведется работа и с детьми, оставшимися без опеки родителей. Библиотеки организуют для них в учебных и воспитательных учреждениях пункты выдачи (г. Верещагино), приглашают на занятия.
Работа с детьми, и особенно в библиотеке, должна предусматривать все, вплоть до интерьера, чтобы ребенок хотел приходить сюда снова и снова. Именно поэтому важно не только дифференциация по возрасту, в связи с этим разные отделы, но и внутри отдела выделение зон: игровая - для самых маленьких, где помимо книжек-игрушек разного плана, есть обыкновенные игрушки, которые заинтересуют ребенка на то время, пока родители выбирают книги, отдел со справочной и художественной литературой и т.д. В создании интерьера важно все: ковер, на котором целый город с автомобильными дорогами, шторы с веселыми картинками, мягкие игрушки и т.д. (Пермская областная библиотека им.Л.И. Кузьмина).
Таким образом, мы можем говорить об огромной роли библиотек Пермской области в формировании у ребенка не просто любви книге, а значит, умения рассуждать и думать, но и жизненных принципов, его нравственной культуры. Можно говорить и о разнообразии методов и форм работы.
Полезная информация:
Органы управления современной школы
В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необхо ...
“Погружение” в предмет или однопредметное “погружение”
Данная идея, но безотносительно к учению о функциональной асимметрии головного мозга, была высказана еще в начале 20-х гг. П.П.Блонским. В работе “Трудовая школа” он предложил половину учебного времени отдавать на изучение наук, четверть — на искусство, четверть — на спорт. Поскольку такое чередова ...
Различные подходы к определению понятия "билингвизм"
Билингвизм, будучи многоаспектной проблемой, является предметом изучения различных наук, каждая из которых рассматривает билингвизм в своей трактовке. Билингвизм изучается в лингвистике, которая рассматривает данное явление в связи с текстом. Он является исследовательским предметом социологии, где ...