Развитие теории методов обучения в дидактике. Метод как многомерное явление в учебном процессе

Образование и воспитание » Проблема оптимизации методов обучения » Развитие теории методов обучения в дидактике. Метод как многомерное явление в учебном процессе

Страница 1

Методы обучения - категория историческая. История школы свидетельствует о том, что в разные периоды ее развития цели обучения менялись и дополнялись в соответствии с господствовавшими социальными целями и мировоззрением. Так, во времена феодализма единственной задачей официальной школы ставилось усвоение преимущественно схоластических знаний. С возникновением и развитием буржуазного общества, по мере того как в школе стали изучаться знания, имеющие практическое значение, к задаче их усвоения прибавилось требование обучать применению знаний на практике. И только на современном этапе, в наиболее последовательной форме первые две задачи дополнены новой - целенаправленно и последовательно развивать самостоятельность учащихся, их умения приобретать и творчески применять новые знания.

В соответствии с изменением целей менялись и методы обучения. До тех пор пока усвоение готовых знаний и их прикладное применение были единственными задачами школы, на первом месте стояли способы достижения этих целей: с одной стороны, сообщение и показ учителя, а с другой - восприятие информации и воспроизводящая практика учащихся. Все то, что обогащало эти способы обучения и содействовало решению основных задач школы тех социальных эпох, и служило методами обучения. Когда же в соответствии в новыми социальными условиями перед школой ставятся вместе с прежними еще и новые задачи, соответственно разрабатываются новые способы обучения, направленные на решения этих задач, и прежде всего те, которые обеспечивают вместе с усвоением и воспроизведением знаний, играющими изначально решающую роль в процессе обучения вместе с практическим их применением, еще и организацию познавательной деятельности учащихся различного уровня.

Таким образом, способ обучения - социальная категория, поскольку он зависит от социальных условий, определяющих цели обучения и способы их достижения.

Проблема методов обучения в отечественной педагогике принадлежит к числу тех проблем, которые не сразу поддаются решению. Ее нельзя считать окончательно решенной и теперь, о чем свидетельствует обилие различных точек зрения на номенклатуру и принципы ее классификации.

Развитие методологии дидактики благотворно сказывается на совершенствовании теоретических основ методов обучения. Прежде всего, это касается раскрытия их сущности. В "Педагогической энциклопедии" (1929) и многих работах дидактов 20-30-х гг. метод рассматривается как путь, который заранее намечается для достижения поставленной цели.

М.А. Данилов и Б.П. Есипов трактовали методы как способы работы учителя и учащихся.

Затем появляется определение методов как способов деятельности учителя и учащихся (И.П. Зверев, И.Т. Огородников и др.)

Широкое обсуждение проблемы методов обучения было проведено на специальной всесоюзной конференции в городе Ленинграде в 1978 г. Эта конференция способствовала консолидации усилий дидактов и методистов в разработке теории методов обучения. На ней получил дальнейшее развитие деятельности подход к характеристике методов обучения, который нашел широкое отражение в философской литературе.

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Идеи советских педагогов 1920-1930-х гг
Занков Леонид Владимирович (1901-1977) - педагог, психолог, дефектолог, доктор педагогических наук (1943). Разрабатывал проблемы психологии памяти, мышления и речи нормальных и аномальных детей. Обосновал возможность применения в педагогических исследованиях разных видов педагогического эксперимент ...

Организация и проблемы в деятельности воспитательных домов в Белоруссии в конце ХVII - ХIХ в.в
К концу ХVII - началу ХVIII в. в России и на Беларуси идея государственного призрения обездоленных детей стала приобретать конкретные формы. В результате петровских реформ появились государственные органы (приказы), которые частично взяли на себя призрение сирот. Возникшие значительно ранее (в конц ...

Виды профессионально ориентированных периодизаций
Мы рассмотрели несколько вариантов профессионально ориентированных периодизаций, разработанных учеными, занимавшихся данной проблемой. Е. А Климов предлагает следующую профессионально ориентированную периодизацию (таблица 1). Таблица 1 Название стадии возраст Основные виды деятельности оптация 12-1 ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru