Информационно-программный лист для родителей «Занятия с детьми по формированию выразительности речи»
Каждое упражнение выполняется четко, медленно по 8-10 раз, перед зеркалом | |
«Лопаточка» |
Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 с. |
«Чашечка» |
Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10-15 с. |
«Иголочка» |
Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 с. |
«Горка». |
Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 с. |
«Трубочка» |
Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10-15 раз. |
«Часики» |
Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счет. Проделать 15-20 раз. |
«Лошадка» |
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Щёлкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10-15 раз. |
«Грибок» |
Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз. В отличие от упражнения «Лошадка» язык не должен отрываться от нёба. |
«Качели» |
Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводиться по счет 10-15 раз. |
«Вкусное варенье» |
Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Повторить 15 раз. |
«Змейка» |
Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать в глубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз. |
«Маляр» |
Высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз, меняя направление. |
«Барабанщики» |
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося «Д-Д-Д». Сначала звук д произносить медленно. Постепенно убыстрять темп. |
Логоритмические упражнения. Выполнять 1-2 раза в неделю
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. У детей с нарушениями выразительности речи, наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации.Логоритмические упражнения сочетают в себе движения, речь и музыку. Несомненно, что полноценное занятие по логоритмике может провести только специально обученный педагог-дефектолог, имеющий дополнительное музыкальное образование. Однако несложные упражнения вы можете выполнять со своим ребенком и сами. Вот несколько примеров логоритмических упражнений.
Деревцо |
Дует ветер нам в лицо.(махать руками ладошками к себе) Закачалось деревцо.(руки подняты, покачивания туловищем из стороны в сторону) Ветерок всё тише-тише,(плавно опустить руки) Деревцо всё выше-выше.(поднять руки и тянуться вверх) |
Физкульт-привет |
На болоте две подружки,Две зеленые лягушкиУтром рано умывались,(имитировать умывание) Полотенцем растирались.(имитировать растирание спины полотенцем) Ножками топали,Ручками хлопали.Вправо-влево наклонялисьИ обратно возвращались.(имитировать движения, указанные в тексте) Вот здоровья в чем секрет:Всем друзьям - физкульт-привет!(резко поднять руки вверх) |
Бабочка |
Спал цветок(исходное положение: присесть, спрятав голову в колени, и обхватив колени руками) И вдруг проснулся.(поднять голову, выпрямить руки; затем опустить руки вдоль тела) Больше спать не захотел.Шевельнулся, потянулся.Взвился вверх и полетел.(выпрямить спину, подняться; слегка покачаться вправо-влево; отвести руки назад - «вырастают крылья») Солнце утром лишь проснется -Бабочка кружит и вьется.(«летать», имитируя движения бабочки) Солнце утром лишь проснется -Бабочка кружит и вьется.(«летать», имитируя движения бабочки) |
Водичка |
Водичка, водичка,(двумя руками по-очереди показывать, как сверху льется водичка) Умой мое личико.(ладошками имитировать умывание) Чтобы глазки блестели,(дотрагиваться до глазок по-очереди) Чтобы щечки краснели,(тереть щечки) Улыбался роток(улыбаться, гладить руками ротик) И кусался зубок.(стучать зубками, показывать руками, как закрывается ротик) |
Кулачок |
Как сожму я кулачок,(сжать руки в кулачки) Да поставлю на бочок.(поставить кулачки большими пальцами вверх) Разожму ладошку,(распрямить кисть) Положу на ножку.(положить руку на колено ладонью вверх) |
Тук-тук-тук |
- Тук-тук-тук.(три удара кулаками друг о друга) - Да-да-да.(три хлопка в ладоши) - Можно к вам?(три удара кулаками друг о друга) - Рад всегда!(три хлопка в ладоши) |
Зайчики |
Жили-были зайчики(показывать на голове заячьи ушки) На лесной опушке.(разводить руками перед собой, описывая окружность) Жили-были зайчики(показывать на голове заячьи ушки) В серенькой избушке.(сложить руки над головой в форме домика) Мыли свои ушки,(проводить руками по воображаемым ушкам) Мыли свои лапочки.(имитировать мытье рук) Наряжались зайчики,(руки на бока, слегка поворачиваться в обе стороны, в полуприседе) Одевали тапочки.(руки на бока, поочередно выставлять вперед правую и левую ноги) |
Снег |
Как на горке снег, снег,(показывать руками «горку») Снег, снег, снег, снег.(двигать руками, перебирая пальцами) И под горкой снег, снег,(показывать руками «под горкой») Снег, снег, снег, снег.(двигать руками, перебирая пальцами) А под снегом спит медведь.(сначала ладошки под щечку, а потом изобразить ушки медведя) Тише, тише, не шуметь!(пальчик ко рту, грозить пальчиком |
Полезная информация:
Единое пространство взаимодействия школы и семьи с использованием средств
ИКТ как фактор воспитания организованности младших школьников
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. В.О.Ключевский, имея в виду семью и школу, заметил: "Оба этих учр ...
Средства обучения в дистанционном образовании
В образовательном процессе ДО используются как традиционные, так и инновационные средства обучения, основанные на применении компьютерной техники и телекоммуникаций и прочих новых информационных технологий. Применительно к современному образованию корректнее использовать термин "программно-тех ...
Принцип научности
Он предполагает, что для обучения должны предлагаться только знания, установленные наукой, а используемые методы обучения должны быть по своему характеру приближены к методам соответствующей науки. Научность обучения обеспечивается соответствием учебных планов и учебных программ уровню развития нау ...