Принцип сознательности и активности

Образование и воспитание » Принципы профессионального обучения » Принцип сознательности и активности

Принцип сознательности и активности учащихся в обучении требует обеспечения осознанного усвоения знаний путем актив­ной деятельности учащихся по их приобретению. К.Д. Ушинский, развивая представления Я.А.Коменского о сознательности и ак­тивности в обучении, писал. «Должно всегда доставлять ребенку возможность деятельности, сообразной с его силами, и помогать ему только там, где у него не хватает сил, постепенно ослабляя эту помощь».

Современные исследователи проблем активизации учебно-воспитательного процесса рассматривают три вида активности учащихся в обучении: воспроизводящую, интерпретирующую, творческую. В качестве главных средств активизации учения ре­комендуются проблемный подход в обучении и самостоятельная работа учащихся.

Реализации требований этого принципа способствует соблю­дение следующих правил:

всё, что дети могут усвоить сами, они должны усваивать са­мостоятельно;

учитель должен возможно шире использовать методы проблемного обучения;

при решении педагогических задач нужно побуждать детей делать сравнения, сопоставлять новое с известным;

следует использовать увлекательные факты из истории науки, жизни ученых и общественных деятелей;

необходимо привлекать внимание учащихся к практической деятельности по применению знаний в различных ситуациях;

раскрывать связи между учебными проблемами и проблема­ми настоящей науки;

развивать внутренние стимулы активности (потребность в знаниях, интерес к ним, чувство ответственности, долга),

само обучение вести энергично, поддерживая оптимизм учащихся и уверенность в успехе;

-создавать и поддерживать необходимые гигиенические, психологические и социальные условия для обеспечения активной творческой деятельности учащихся.

Л.В.Занков сформулировал пять положений, обеспечивающих высокую активность учащихся в обучении:

обучение должно вестись на высоком уровне трудности;

ведущая роль в обучении должна принадлежать теоретическим знаниям;

изучение материала необходимо вести быстрым темпом,

уча­щиеся должны осознавать сам процесс учения

необходимо вес­ти целенаправленную и систематическую работу над общим раз­витием всех учащихся, в том числе и наиболее слабых.

Усваивая знания, ученик должен ни только знако­миться с областью их применения, но и вырабатывать умения и на­выки их использования в различных сферах собственной жизни.

Полезная информация:

Средства, методы и приемы руководства двигательной активностью дошкольников
Для развития двигательной активности детей дошкольного возраста используются различные средства , Знание средств физического воспитания и их характеристик позволяет педагогу в соответствии с поставленными педагогическими задачами использовать все виды средств, отбирать наиболее эффективные физическ ...

Психолого-педагогические особенности развития исследовательских умений у младших школьников
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Любой здоровый ребенок уже рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие че ...

Системность и целостность в управлении
Понимание системной природы педагогического процесса создает реальные предпосылки для эффективного управления им. Методология системного подхода в управлении школой побуждает руководителя иметь ясное представление о школе как системе, ее основных признаках. Понятие "система" дает представ ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru