Принцип сознательности и активности учащихся в обучении требует обеспечения осознанного усвоения знаний путем активной деятельности учащихся по их приобретению. К.Д. Ушинский, развивая представления Я.А.Коменского о сознательности и активности в обучении, писал. «Должно всегда доставлять ребенку возможность деятельности, сообразной с его силами, и помогать ему только там, где у него не хватает сил, постепенно ослабляя эту помощь».
Современные исследователи проблем активизации учебно-воспитательного процесса рассматривают три вида активности учащихся в обучении: воспроизводящую, интерпретирующую, творческую. В качестве главных средств активизации учения рекомендуются проблемный подход в обучении и самостоятельная работа учащихся.
Реализации требований этого принципа способствует соблюдение следующих правил:
всё, что дети могут усвоить сами, они должны усваивать самостоятельно;
учитель должен возможно шире использовать методы проблемного обучения;
при решении педагогических задач нужно побуждать детей делать сравнения, сопоставлять новое с известным;
следует использовать увлекательные факты из истории науки, жизни ученых и общественных деятелей;
необходимо привлекать внимание учащихся к практической деятельности по применению знаний в различных ситуациях;
раскрывать связи между учебными проблемами и проблемами настоящей науки;
развивать внутренние стимулы активности (потребность в знаниях, интерес к ним, чувство ответственности, долга),
само обучение вести энергично, поддерживая оптимизм учащихся и уверенность в успехе;
-создавать и поддерживать необходимые гигиенические, психологические и социальные условия для обеспечения активной творческой деятельности учащихся.
Л.В.Занков сформулировал пять положений, обеспечивающих высокую активность учащихся в обучении:
обучение должно вестись на высоком уровне трудности;
ведущая роль в обучении должна принадлежать теоретическим знаниям;
изучение материала необходимо вести быстрым темпом,
учащиеся должны осознавать сам процесс учения
необходимо вести целенаправленную и систематическую работу над общим развитием всех учащихся, в том числе и наиболее слабых.
Усваивая знания, ученик должен ни только знакомиться с областью их применения, но и вырабатывать умения и навыки их использования в различных сферах собственной жизни.
Полезная информация:
Средства, методы и приемы руководства двигательной активностью дошкольников
Для развития двигательной активности детей дошкольного возраста используются различные средства
, Знание средств физического воспитания и их характеристик позволяет педагогу в соответствии с поставленными педагогическими задачами использовать все виды средств, отбирать наиболее эффективные физическ ...
Психолого-педагогические особенности развития исследовательских умений у
младших школьников
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Любой здоровый ребенок уже рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие че ...
Системность и целостность в управлении
Понимание системной природы педагогического процесса создает реальные предпосылки для эффективного управления им. Методология системного подхода в управлении школой побуждает руководителя иметь ясное представление о школе как системе, ее основных признаках. Понятие "система" дает представ ...