Процесс воспитания диалектичен. Диалектика воспитательного процесса выражается в его непрерывном развитии, динамичности, подвижности. Непрерывность процесса воспитания проявляется в его постоянном развитии в соответствии с требованиями общества. В последнее время появились современные воспитательные системы (В.А. Караковского, А. Захаренко, Л.В. Тарасова, Ю. Завельского и др.), авторские школы (А. Тубельского, Н. Тузика, Д. Лебедева, М. Щетинина и др.), новые технологий воспитания (И.П. Иванов, Н. Щуркова и др.) современные подходы к воспитанию (личностно-ориентированный подход, индивидуально-личностный подход), новые концепции воспитания (Е.В. Бондаревская, З.А. Малькова, Н.М. Таланчук, В.П. Битинас и др.), разработаны целевые комплексные программы воспитания («здоровье», «учение», «образ жизни» и др.), внедряются в практику новые методы воспитания (ситуация как метод воспитания, недописанный тезис и др.).
Процесс воспитания динамичен, он изменяется в зависимости от условий, региона, возрастных особенностей детей, различных жизненных ситуаций, в которых находится ребенок. Средства воспитания тоже меняются в зависимости от того, к какому ребенку их применяют.
Подвижность процесса воспитания характеризует семейное воспитание, целенаправленное воспитание в школе, воспитание во внешкольных учреждениях. Здесь учитываются интересы детей, их возможности, личный опыт и социальное окружение. Подвижность процесса воспитания позволяет учителю осуществить маневренность в воспитании, как бы избрать в нужный момент такой путь, который обеспечит больший эффект в силу своей специфичности.
Диалектика воспитательного процесса раскрывается в его противоречиях. Уже тот факт, что в процессе воспитания есть конфликты, проблема перевоспитания детей, говорит о том, что этот процесс не идет гладко, ровно. Воспитание — это развитие личности, а развитие — диалектический процесс, в котором есть противоречия. Противоречия классифицируются на внутренние и внешние.
Внутренние противоречия — это источник развития. Они порождают ту силу, которая и является движущей силой развития самого процесса воспитания. Основным содержанием такого типа противоречия являются противоречия между потребностями личности и возможностями их удовлетворения. Вот такая рассогласованность побуждает человека действовать, заставляет его двигаться вперед — он расширяет свои познания и опыт в определенной области знаний, развивает потребность в добывании новых знаний, изменяет свое поведение и др. А поскольку воспитание предназначено для того, чтобы правильно сориентировать личность в ее развитии, то понятно, что это возможно лишь при условии выявления потребности личности ее запросов, устремлений, жизненных целей и личностных планов. Только в таком случае учитель будет помогать, а не препятствовать развитию личности ребенка.
Внутренние противоречия служат основой для управления процессом воспитания.
Другим примером внутреннего противоречия является противоречие между возрастающими социально значимыми задачами, которые надо решить воспитаннику, и возможностями, которые ограничивают его поступки и действия в решении этих задач. Например, стремительные темпы развития общества требуют от школьника расширения его кругозора, использования досугового времени для применения знаний и развития способностей, Развития творчества. Но вместе с тем низкий доход большинства семей ограничивает возможности школьника в пользовании дополнительными учебными услугами, так в большинстве своем они платные.
Полезная информация:
Развитие фонематической системы у дошкольников с ОНР
При общем недоразвитии речи у детей нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. Речевая недостаточность у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия у них общеупотребительной речи до наличия развернутой речи с выраженны ...
Социально – педагогическая программа формирования социально-профессиональной
компетенции в учреждениях начального профессионального образования
Нами была разработана и апробирована социально – педагогическая программа формирования социально – профессиональной компетенции у студентов учреждений начального профессионального образования. Сроки реализации программы: программа рассчитана на реализацию втечение двух - четырех месяцев. Формы реал ...
Двухпредметная система “погружения”
Данная модель концентрированного обучения заключается в том, что в течение нескольких дней “каждый класс в отдельности занимается только двумя предметами”. “Учебный день состоит из двух учебных блоков, с интервалом между ними в 40 минут. Продолжительность блока — 120 минут (4 урока по 30 минут), пе ...