Процесс воспитания диалектичен. Диалектика воспитательного процесса выражается в его непрерывном развитии, динамичности, подвижности. Непрерывность процесса воспитания проявляется в его постоянном развитии в соответствии с требованиями общества. В последнее время появились современные воспитательные системы (В.А. Караковского, А. Захаренко, Л.В. Тарасова, Ю. Завельского и др.), авторские школы (А. Тубельского, Н. Тузика, Д. Лебедева, М. Щетинина и др.), новые технологий воспитания (И.П. Иванов, Н. Щуркова и др.) современные подходы к воспитанию (личностно-ориентированный подход, индивидуально-личностный подход), новые концепции воспитания (Е.В. Бондаревская, З.А. Малькова, Н.М. Таланчук, В.П. Битинас и др.), разработаны целевые комплексные программы воспитания («здоровье», «учение», «образ жизни» и др.), внедряются в практику новые методы воспитания (ситуация как метод воспитания, недописанный тезис и др.).
Процесс воспитания динамичен, он изменяется в зависимости от условий, региона, возрастных особенностей детей, различных жизненных ситуаций, в которых находится ребенок. Средства воспитания тоже меняются в зависимости от того, к какому ребенку их применяют.
Подвижность процесса воспитания характеризует семейное воспитание, целенаправленное воспитание в школе, воспитание во внешкольных учреждениях. Здесь учитываются интересы детей, их возможности, личный опыт и социальное окружение. Подвижность процесса воспитания позволяет учителю осуществить маневренность в воспитании, как бы избрать в нужный момент такой путь, который обеспечит больший эффект в силу своей специфичности.
Диалектика воспитательного процесса раскрывается в его противоречиях. Уже тот факт, что в процессе воспитания есть конфликты, проблема перевоспитания детей, говорит о том, что этот процесс не идет гладко, ровно. Воспитание — это развитие личности, а развитие — диалектический процесс, в котором есть противоречия. Противоречия классифицируются на внутренние и внешние.
Внутренние противоречия — это источник развития. Они порождают ту силу, которая и является движущей силой развития самого процесса воспитания. Основным содержанием такого типа противоречия являются противоречия между потребностями личности и возможностями их удовлетворения. Вот такая рассогласованность побуждает человека действовать, заставляет его двигаться вперед — он расширяет свои познания и опыт в определенной области знаний, развивает потребность в добывании новых знаний, изменяет свое поведение и др. А поскольку воспитание предназначено для того, чтобы правильно сориентировать личность в ее развитии, то понятно, что это возможно лишь при условии выявления потребности личности ее запросов, устремлений, жизненных целей и личностных планов. Только в таком случае учитель будет помогать, а не препятствовать развитию личности ребенка.
Внутренние противоречия служат основой для управления процессом воспитания.
Другим примером внутреннего противоречия является противоречие между возрастающими социально значимыми задачами, которые надо решить воспитаннику, и возможностями, которые ограничивают его поступки и действия в решении этих задач. Например, стремительные темпы развития общества требуют от школьника расширения его кругозора, использования досугового времени для применения знаний и развития способностей, Развития творчества. Но вместе с тем низкий доход большинства семей ограничивает возможности школьника в пользовании дополнительными учебными услугами, так в большинстве своем они платные.
Полезная информация:
Проблема мотивации учащихся в современной системе
образования
Современное общество требует от выпускников не только, и даже не столько, прочного багажа знаний, сколько умения воспользоваться им, а затем – самостоятельно пополнить. В стратегии модернизации образования это рассматривается как комплекс компетенций. Реальная жизнь предъявляет новые требования к ф ...
Использование элементов модульной технологии и рейтинговой оценки знаний при дифференциации в обучении
математике
В обучении математике дифференциация имеет особое значение, что объясняется спецификой этого предмета. Математика объективно является одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает субъективные трудности у многих школьников. В то же время имеется большое число учащихся с явно выраженными спос ...
История возникновения преобразований, преобразования подобия
Искусство изображать предметы на плоскости с древних времен привлекало к себе внимание человека. Попытки таких изображений появились значительно раньше, чем возникла письменность. Ещё в глубокой древности люди рисовали на скалах, стенах, сосудах и прочих предметах быта различные орнаменты, растения ...