Результаты анкетирования по видам интересов представлены на гистограмме.
Рис. 1 Диаграмма анкетирования интересов младших школьников по предпочитаемым занятиям.
По результату анкетирования можно сделать вывод о том, что учащихся привлекает:
процессуальная сторона деятельности – 45%;
фактическая сторона деятельности – 15%;
поисково-исполнительная деятельность – 22%;
творческая деятельность – 18%.
На констатирующем эксперименте проводилась беседа на тему «Чем я хочу заниматься дополнительно», она проходила в форме диалога. Здесь задавались вопросы, на которые учащиеся высказывали своё мнение.
Рассмотрим несколько ответов учащихся на следующие вопросы:
Чем для вас привлекателен любимый учебный предмет?
Данный вопрос бурно обсуждался большинством учащимися. Были даны такие ответы:
75 % учащихся считают: любимый предмет – это тот, предмет, где много игр, ребусов, загадок.
25 % учащихся считают, что любимый предмет – это тот, предмет, где можно рисовать и разгадывать кроссворды, составлять задачи, примеры.
Также в беседе задавался такой вопрос.
Чем бы вы хотели заниматься дополнительно для того, чтобы вам понравилась математика?
25 % учащихся ответили «решать задачи»,
45 % учащихся ответили «решать примеры»,
30 % учащихся ответили «разгадывать кроссворды и загадки».
Наиболее интересные ответы дали пять учащихся:
Саша: «Я хочу составлять кроссворды»;
Инна: «Чертить различные фигуры, вырезать их. А потом собирать из них различные поделки»;
Влад: «Решать различные примеры и задачи на компьютере»;
Дима: «Составлять задачи, примеры»;
Настя: «Проверять решенные задачи, примеры, кроссворды, ребусы. Находить в них ошибки и исправлять их».
На вопрос, какие задания вы любите выполнять больше всего: решать примеры, или разгадывать ребусы, или решать задачи на смекалку или др.?
32 % учащихся ответили «Мне нравиться решать задачи на смекалку, потому что мне интересно найти ответ задачи»;
28 % учащихся ответили «Я люблю решать примеры, потому что это у меня хорошо получается»;
15 % учащихся ответили «Мне нравиться разгадывать и составлять ребусы, потому что я люблю разгадывать скрытые слова».
25 % учащихся ответили «Я люблю составлять задачи и кроссворды, потому что мне интересно это делать».
На основе констатирующего эксперимента мы получили следующие результаты:
По когнитивному критерию: у учащихся класса наблюдаются следующие показатели уровня познавательного интереса к математике:
высокий уровень - 14%;
средний уровень - 41%;
низкий уровень - 45%.
Результаты представлены на диаграмме № 1.
По эмоционально-мотивационному критерию: у учащихся класса наблюдаются следующие показатели уровня познавательного интереса к математике:
высокий уровень - 32%;
средний уровень - 50%;
низкий уровень - 18%.
Результаты представлены на диаграмме № 2.
По деятельностному критерию: у учащихся класса наблюдаются следующие показатели уровня познавательного интереса к математике:
высокий уровень - 36%;
средний уровень - 50%;
низкий уровень - 14%.
Результаты представлены на диаграмме № 3.
Рис. 2 Диаграмма № 1 диагностики познавательного интереса младших школьников по когнитивному критерию
Рис. 3 Диаграмма № 2 диагностики познавательного интереса младших школьников по эмоционально-мотивационному критерию
Рис. 4 Диаграмма № 3 диагностики познавательного интереса младших школьников по деятельностному критерию
педагогический игровой математика внеклассный
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что у учащихся класса уровень познавательного интереса к математике средний.
Вторым этапом нашего исследования был формирующий эксперимент, который проводился в течение практики.
Цель формирующего эксперимента: формирование познавательного интереса младших школьников к математике.
На этом этапе были использованы материалы для внеклассных мероприятий по формированию познавательного интереса младших школьников к математике разработанные в пункте 2.1.
Полезная информация:
Организация учебно-воспитательного процесса
обучения стереометрии
Проектируя развивающее образовательное пространство (предмет, профильный класс, школу и т.д.), необходимо организовать среду, которая обеспечила бы ученику, во-первых, понимание законов функционирования и развития систем различных видов и, во-вторых, обучение деятельности по законам, закономерностя ...
Жизненный и педагогический путь Ж.-Ж. Руссо
Выдающийся представитель эпохи Просвещения, философ и писатель, Жан-Жак Руссо (1712-1778) был одним из величайших педагогов всех времен и народов. Жан Жак Руссо родился в 1712 г. в Женеве (Швейцария) в семье французов. Его предками были крестьяне и ремесленники, а отец - часовых дел мастером. Он ра ...
Проблема развития креативности
Общеизвестно, что от знаний, педагогического мастерства, активной позиции учителя в решающей степени зависит успех модернизации системы образования. Для чего очень необходимы учителю психологические знания. Ведь модернизация школы на передний план выдвигает задачу воспитания ученика, всестороннее е ...