Слово - значимая единица языка, носитель смыслов. Словами и их сочетаниями означают определенные предметы и отвлеченные представления, словами же проявляются и чувства. Всякое речевое высказывание формируется из слов и сочетаний, выстроенных в определенной последовательности. Чем богаче словарь человека, тем шире у него вероятности выбора и больше точного и колоритного оформления мысли.
Методология словарной работы в школе предусматривает четыре важнейших назначения:
- обогащение словаря;
- уточнения словаря:
- активация словаря:
- устранение нелитературных слов.
Обогащение словаря полагает усвоение новых, ранее неведомых учащимся слов, а также новых смыслов тех слов, какие теснее имелись в их словарном резерве.
Уточнение словаря - это становление эластичности словаря, сфера, включающая в себя:
- наполнение оглавлением тех слов, которые изучены учащимися не абсолютно верно, путем включения их в контекст, сравнения тесных по смыслу слов и противопоставления антонимов, сопоставления смыслов и т.п.;
- освоение лексической сочетаемости слов, в том числе во фразеологических единицах;
- изучение аллегорических смыслов слова, многозначности слов, в том числе смыслов, определенных контекстом;
- овладение лексической синомии и тех нюансов смысловых значений слов, которые свойственны отдельным синонимам в синонимической группе.
Активация словаря - это перенесение как дозволено большего числа слов из пассивного словаря ребенка в словарь энергичный. Слова содержатся в предложении и словосочетании, вводятся в пересказ прочитанного, в беседу, в рассказ.
Ликвидация нелитературных слов - это перевод из энергичного словаря в пассивный диалектных, просторечных, жаргонных слов, которые дети изучили под воздействием речевой среды.
В занятии чтения не выдается особого периода для словарной работы, но с ней неразрывно связаны все виды обучений.
Разнообразие семантики слов и их трудность в структурно-грамматической связи являются поводом того, что большинство слов обнаруживаются детям неизвестными со стороны их лексического смысла или же сложными по личным грамматическим формам, либо по выговору и нормативному ударению, либо, в конце концов, по написанию (слова с непроверяемыми орфограммами). В зависимости от того, какие именно стороны того или иного слова (смысл, грамматические конфигурации, выговор, написание) являются сложными для учащихся, словарная работа будет преследовать различные цели и иметь различное оглавление.
Словарная работа может быть обращена на знакомство учащихся с лексическим смыслом новейших для них слов или слов, смысл которых дети разгадывают ненормально.
Словарная работа может преследовать цели грамматические, а собственно: прохождение детьми в некоторых слов отдельных грамматических конфигураций, основание которых порождает у детей трудности. Так, скажем, учащиеся ненормально образуют грамматические формы подобных глаголов, как стереть ("стери" с доски), пахать (колхозники "пахают"), бежать (они "бежат" выбегут), падежные формы существительных (был у "сестре"), и др.
Словарные задания могут прокладываться с целью учебы детей позитивному орфоэпическому выговору некоторых слов и раньше каждого следованию в словах нормативного" ударения, например: гусеница, щавель, ракушка, портфель, магазин, километр и др.
Для изучения орфографии слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами нужно проводить и планомерную словарно-орфографическую работу.
Учебная программа по русскому языку для исходных классов совсем не предусматривает извещения детям каких-нибудь теоретических знаний по лексике, а только полагает проведение слежений и упражнений словарного нрава в связи с постижением грамматики и правописания. Производительность сходственных заданий будет зависеть от того, проводятся ли они систематически и планомерно на протяжении всех лет обучения или носят беспричинный нрав и насколько педагогически уместно построена эта работа. Требование рациональной организации словарных занятий дозволено отменнее каждого реализовать в том случае, если лексические задания с детьми проводить предпочтительно на том лексическом материале, тот, что хранится в учебных книгах по русскому языку. Собственно лексикон данных книг (учебников для I и II классов и учебного пособия для III класса), по которым работают дети, и должен обусловливаться тот круг слов, которые выбирает педагог для лексических занятий с учащимися. Устремляя интерес детей на намеренное и крепкое усвоение затруднительных, но животрепещуще нужных им слов, охваченные в тексты учебной книги, педагог тем самым легко свяжет словарные задания с оглавлением занятий по русскому языку. Так работа над словом становится непременным компонентом в структуре урока русского языка, органически включаясь в его оглавление.
Полезная информация:
Основные типы технологий в
учебных заведениях нового типа
В качестве первого фактора (интегрированной характеристики) университета дистанционного обучения рассматривается тип используемых в учебном процессе информационных технологий. При этом необходимо подчеркнуть два важных аспекта. Во-первых, такая очередность рассмотрения факторов вовсе не означает пр ...
Задачи трудового воспитания
Дошкольная педагогика выделяет следующие основные задачи трудового воспитания детей: ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважение к нему; обучение простейшим трудовым умениям и навыкам; воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности; воспитание общественно - направленных мотиво ...
Психологические
теории как основа некоторых педагогических технологий
Основы этой теории, имеющей свое начало еще в трудах А. Дистервега, в XX веке были разработаны отечественными учеными Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, П.Я. Гальпериным, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым и др. Деятельностная теория (подход) опирается на представление о структуре цел ...