Понятие когнитивной деятельности учащихся при обучении английскому языку

Страница 2

Перечисленные методы разработаны для предметов, составляющих основы наук с идеей развития познания и познавательной активности. Они вполне могут быть перенесены на любой школьный предмет, в этом числе и на иностранный язык.

В современной общеобразовательной средней школе применяются методы обучения иностранным языкам: практика-упражнения, показ-демонстрация средств слуховой и зрительной наглядности и обеспечения.

Разрабатывая проблему методов развития познавательной активности дальше И.Л. Бим дифференцирует их соответственно в деятельности учителя и ученика.

А.Д. Климентенко рассматривает методы с учетом вида речевой деятельности, т.е. рецептивной и репродуктивной. Однако в целом все эти методы ориентированы преимущественно на развитие их обучающей функции. Проблема развития возможностей познавательной активности учащихся в указанных работах учитывается в недостаточной мере.

Однако современные методы обучения иностранным языкам требуют объединения, по крайней мере, двух подходов. С одной стороны, коммуникативного, ориентированного на развитие речевых умений, с другой стороны познавательного, направленного на стимулирование самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Внутреннюю развивающую сущность процесса познания можно выразить с помощью следующей иерархии уровней развития совместной учебной деятельности учителя и учащихся.

1. Объяснительно-сообщающий (информация сообщается в готовом виде) - самый низкий уровень преподавания, вызывает испольнительно-репродуктивную деятельность учащихся (процесс обучения проходит по методу исполнения заданий по готовым образцам).

2. Более высокий уровень управления учителем инструктирующий побуждает ученика к полусамостоятельной деятельности (с широким использованием ориентиров и опор).

3. Побуждающе-направляющий уровень деятельности учителя вызывает самостоятельную и творческую деятельность учащихся (без использования опор).

Управляя речемыслительной деятельностью школьников на среднем этапе обучения с учетом перечисленных уровней следует уделить исключительное внимание рациональному построению ориентировочной основы действий. Она включает систему опор, указаний, ориентиров, памяток, ключевых материалов дифференцированных по степени оказания помощи учащимся с разной языковой подготовкой. По источнику получения информации указанные ориентиры можно разделить на графические (схемы, таблицы и модели) и вербальные (т.е. словесные): правила, инструкции, задания ориентированные на управление с помощью побудительных импульсов (т.е. укрепляемые диалоги и сообщения). По развитию познавательного эффекта и воздействия на учащихся ориентиры могут быть статичные, содержащие информацию в готовом виде (таблицы, правила), и динамичные, побуждающие к поиску, вероятностному прогнозированию. К ним относятся схемы-модели, правила-инструкции типа алгоритмов, памятки и т.д.

Учитывая вышеприведенный обзор по тенденциям развития личности и методам обучения учащихся на среднем этапе, мы попытаемся характеризовать возрастные особенности при усвоении иностранного языка на среднем этапе обучения на основе полной характеристики личности учащегося и его деятельности в этом возрасте.

Средний этап обучения иностранному языку в школе охватывает младший и старший подростковый возрасты.

За это время школьники проходят большую дистанцию в физическом, умственном, нравственном и социальном развитии. Для них фактически наступает новая эпоха детства. Подростки быстро растут. Неравномерный рост сердца и сосудов у младших подростков приводит к повышенной утомляемости, быстрому спаду работоспособности, что сочетается с появлением раздражительности, упрямства, негативизма, склонности к немотивированным аффективным вспышкам. Как показывает опыт, профилактика утомления в 5-классе является одновременно и профилактикой недисциплинированного поведения.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Модель «Дидактический анализ»
Поскольку образовательный процесс является целостным, полезно представить его посредством модели. Модель «Дидактический анализ» одна из многих, используемых в педагогике для визуализации образовательного процесса (процесса воспитания и обучения). Как и любая другая модель, Д.А. Модель имеет свои ог ...

Диагностика наличия основных показателей к переходу в среднюю школу у воспитанников учреждения интернатного типа
В исследовании принимали участие дети младшего школьного возраста детского дома-лицея им. Х.М. Совмена (8 человек). В этом детском доме дети живут в группах по 8 человек, и мы работали с детьми одной группой. Мы выделили следующие критерии готовности к переходу в среднюю школу: наличие учебно-позна ...

Рекомендации педагогам по развитию произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста
На протяжении дошкольного возраста внимание ребенка становится не только устойчивее, шире по объему, но и эффективнее. Особенно это проявляется в формировании у ребенка произвольного действия. Произвольное внимание тесно связано с речью. В дошкольном возрасте произвольное внимание формируется в свя ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru