Каждый период развития личности учащегося представляет собой качественно своеобразную ступень формирования индивидуума. Это своеобразие подчеркивал отечественный психолог Л.С. Выготский, когда сравнивал развитие ребенка с превращением гусеницы в куколку, а куколки в бабочку.
Результативность обучения иностранному языку в школе, в этой связи, зависит в большей степени от того, насколько методы и приемы, применяемые учителем ориентированы на возрастные особенности учащихся.
Однако возрастное развитие ребенка нельзя представлять как постепенное возрастание его способностей. Учителю иностранного языка необходимо знать сильные и слабые стороны каждого возраста среди своих учащихся, а самое главное, ставя перед учеником посильные задачи, полностью использовать в нем все потенциальные возможности данного периода развития.
В основе возрастного развития лежит физическое созревание индивида. Оно само по себе не порождает новых психологических образований, а создает лишь предпосылки для их возникновения, которые могут быть реализованы при соответствующей организации опыта и самостоятельной деятельности. С этих позиций современные ученые-дидакты, не отбрасывая внешней стороны использования методов развития познавательной активности (т.е. объяснение, рассказ, беседа, работа с книгой и т.д.) направляют основное внимание на внутренние формы процесса обучения. Так И.Я. Лернер (И.Я. Лернер как отечественный дидакт упоминался во введении в числе других ученых. Работу см. в списке использованных источников) предлагает пять общедидактических методов учебно-познавательной деятельности: информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемного изложения, эвристический и исследовательский.
Однако здесь опять таки приходится прибегать к психологии в области развития учебно-познавательной деятельности. Дело в том, что возрастная психологическая характеристика ребенка определяется "не простой совокупностью отдельных психологических особенностей, а своеобразием некоторой целостной структуры личности ребенка и наличием специфических для данного этапа тенденций развития". Усвоение же иностранного языка не сводится лишь к процессу познания. Кроме знаний ребенок овладевает еще и сложнейшей системой сенсомоторных координации, произносительных навыков, умственных действий, смысловых установок и стереотипов.
Здесь речь идет о формировании иноязычной речевой деятельности в единстве ее побудительно-мотивационного, аналитико-синтетического и исполнительского звеньев. При таком подходе особое внимание уделяется формированию у учащегося потребности говорить на иностранном языке как первопричине речевой деятельности. Таким образом, "в центре внимания оказывается сам субъект деятельности говорения - ученика с его потребностями, интересами, отношением к содержанию высказываемой мысли".
Возвращаясь к методам обучения, с учетом вышеотмеченных психологических факторов в развитии личности ученика, следует отметить, что существуют различные точки зрения в предполагаемых методах.
А. Улич и М.М. Махмутов дифференцируют методы преподавания и учения. Конкретно А.Улич, предлагает методы обучения на среднем этапе: излагающий, руководящий и побуждающий, а в методах учения: несамостоятельный, самостоятельный и творческий методы. М.М. Махмутов выделяет информационно-сообщающий, объяснительный, инструктивно- практический, объяснительно-побуждающий и побуждающий методы преподавания. В качестве методов учения М.М. Махмутов предлагает: исполнительный, репродуктивный, продуктивно-практический, частично-поисковый и поисковый методы.
Полезная информация:
Взаимоотношения отца и дочери
В жизни дочери папа – это первый мужчина, которого она встречает в своей жизни, долгое время она считает его единственным. От того, как сложится отношение отца и дочери, впервые 5–7 лет, зависит, кем будут для неё мужчины во взрослой жизни. Сможет ли она доверять им, рассчитывать на их помощь, смож ...
Использование различных видов игр в условиях семьи с целью укрепления
здоровья детей
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. В процессе игры развиваются духовные и физиче ...
Общение как средство обучения в процессе преподавания психологии
В условиях современного общества в процессе обучения активно применяются нетрадиционные методы обучения, которые необходимо осмыслить как инновационную педагогику. Изучение литературы показало, что проблема нетрадиционного обучения невербальными средствами является предметом исследования не только ...