Понятие когнитивной деятельности учащихся при обучении английскому языку

Страница 1

Каждый период развития личности учащегося представляет собой качественно своеобразную ступень формирования индивидуума. Это своеобразие подчеркивал отечественный психолог Л.С. Выготский, когда сравнивал развитие ребенка с превращением гусеницы в куколку, а куколки в бабочку.

Результативность обучения иностранному языку в школе, в этой связи, зависит в большей степени от того, насколько методы и приемы, применяемые учителем ориентированы на возрастные особенности учащихся.

Однако возрастное развитие ребенка нельзя представлять как постепенное возрастание его способностей. Учителю иностранного языка необходимо знать сильные и слабые стороны каждого возраста среди своих учащихся, а самое главное, ставя перед учеником посильные задачи, полностью использовать в нем все потенциальные возможности данного периода развития.

В основе возрастного развития лежит физическое созревание индивида. Оно само по себе не порождает новых психологических образований, а создает лишь предпосылки для их возникновения, которые могут быть реализованы при соответствующей организации опыта и самостоятельной деятельности. С этих позиций современные ученые-дидакты, не отбрасывая внешней стороны использования методов развития познавательной активности (т.е. объяснение, рассказ, беседа, работа с книгой и т.д.) направляют основное внимание на внутренние формы процесса обучения. Так И.Я. Лернер (И.Я. Лернер как отечественный дидакт упоминался во введении в числе других ученых. Работу см. в списке использованных источников) предлагает пять общедидактических методов учебно-познавательной деятельности: информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемного изложения, эвристический и исследовательский.

Однако здесь опять таки приходится прибегать к психологии в области развития учебно-познавательной деятельности. Дело в том, что возрастная психологическая характеристика ребенка определяется "не простой совокупностью отдельных психологических особенностей, а своеобразием некоторой целостной структуры личности ребенка и наличием специфических для данного этапа тенденций развития". Усвоение же иностранного языка не сводится лишь к процессу познания. Кроме знаний ребенок овладевает еще и сложнейшей системой сенсомоторных координации, произносительных навыков, умственных действий, смысловых установок и стереотипов.

Здесь речь идет о формировании иноязычной речевой деятельности в единстве ее побудительно-мотивационного, аналитико-синтетического и исполнительского звеньев. При таком подходе особое внимание уделяется формированию у учащегося потребности говорить на иностранном языке как первопричине речевой деятельности. Таким образом, "в центре внимания оказывается сам субъект деятельности говорения - ученика с его потребностями, интересами, отношением к содержанию высказываемой мысли".

Возвращаясь к методам обучения, с учетом вышеотмеченных психологических факторов в развитии личности ученика, следует отметить, что существуют различные точки зрения в предполагаемых методах.

А. Улич и М.М. Махмутов дифференцируют методы преподавания и учения. Конкретно А.Улич, предлагает методы обучения на среднем этапе: излагающий, руководящий и побуждающий, а в методах учения: несамостоятельный, самостоятельный и творческий методы. М.М. Махмутов выделяет информационно-сообщающий, объяснительный, инструктивно- практический, объяснительно-побуждающий и побуждающий методы преподавания. В качестве методов учения М.М. Махмутов предлагает: исполнительный, репродуктивный, продуктивно-практический, частично-поисковый и поисковый методы.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Рекомендации для родителей
1.Занятия чтением должны вызывать положительные эмоции и создавать хорошее настроение у ребенка. 2.При выборе книг опирайтесь на желания ребенка. 3.Начинать самостоятельное чтение книг надо с книг с большими рисунками. 4.Литература для чтения должна быть разнообразной: сказки, научно-фантастическая ...

Применение принципа научности
Принцип научности обучения, как известно, требует, чтобы учащимся на каждом шагу их обучения предлагались для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания и при этом использовались методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам изучаемой науки, в данном случае, экономики. Н ...

Формирования рефлексивных умений учащихся младшего школьного возраста
Особенностью новых государственных стандартов общего образования является их ориентация на универсальные учебные действия, одними из которых являются универсальные рефлексивные умения. Достижение планируемых результатов (в частности, развитие рефлексивных умений) не происходит автоматически. Необхо ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru