Поскольку образовательный процесс является целостным, полезно представить его посредством модели.
Модель «Дидактический анализ» одна из многих, используемых в педагогике для визуализации образовательного процесса (процесса воспитания и обучения).
Как и любая другая модель, Д.А. Модель имеет свои ограничения. В ней представлены только важнейшие аспекты образовательного процесса и то, каким образом они связаны между собой. В действительности учебно-воспитательный процесс гораздо сложнее. Изначально эта модель была создана для подготовки уроков доктором Л. ван Гельдером. Здесь мы используем ее в качестве аналитической базы для разработки учебного плана. Следующие вопросы, взятые из Д.А. Модели, должны быть отражены не только при подготовке к каждому уроку или курсу, но и при разработке учебного плана отделения и всего учебного заведения.
А. Каковы задачи образования? Какие изменения потенциального поведения ожидаются от обучаемого?
Этот вопрос является как началом, так и завершением образовательного процесса. По своему значению именно выдвигаемые задачи очень важны при разработке учебного плана. Вот почему в главе 3 этот вопрос рассматривается более подробно.
Б. Проблема определения целей и задач образования тесно связана с вопросом о ситуации, существующей в момент начала образовательного процесса: где лежит начало обучения? Какими знаниями/умениями, преподавателями и инфраструктурой должен располагать обучающийся?
Данный вопрос анализируется в главе 4.
Рис. 3. Расширенная модель «Дидактический анализ»
В. Третий вопрос, касающийся образовательного процесса — это определение наиболее эффективных способов привязки задач к конкретной начальной ситуации. Его можно разделить на четыре части:
В.1. Какое содержание курса является оптимальным и как наилучшим образом его организовать?
В.2. Какой дидактический метод наиболее целесообразен для достижения определенных задач?
В.3. Какую учебную деятельность должен выполнить обучаемый и, соответственно, какую педагогическую деятельность должен применить преподаватель?
В.4. Какие учебные и обучающие материалы (книги, аудио- и видео средства представления информации, инструменты и др.) следует применить для того, чтобы обучаемый достиг намеченных целей наиболее эффективным путем?
Этот процесс «обучения-учебы» будет подробно рассмотрен в главе 5.
Г. Последний вопрос, следующий из Д.А. Модели — «Какова эффективность образования?». Оценка результатов образования — это понятие, определяющее ценность, полученную дополнительно учащимся в качестве результата образовательного процесса. Чтобы произвести оценку этой ценности, необходимо измерить, т.е. исследовать, соответствуют ли результаты ранее определенным стандартам. Эти стандарты должны быть выведены, исходя из целей.
Глава 6 представит подробное изложение оценки образовательного процесса. В случае необходимости, в учебный план должно входить раскрытие всех аспектов Д.А. Модели на соответствующем уровне.
Цель образования — это описание потенциального поведения обучаемого, приобретаемого в результате образовательной (теоретической и практической) деятельности.
Управление по целям было принято в Нидерландах в качестве основополагающей концепции контроля за образовательным процессом. В случае, если широкие академические свободы делегируются тем, кто непосредственно осуществляет образовательный процесс, можно говорить об управлении по полномочиям. Последнее активно осваивается в российской образовательной системе.
Формулирование целей приобретает стратегический характер, если мы в состоянии описать их достаточно гибко. Это позволит в каждом отдельном случае (например, при небольших изменениях в образовательном процессе, в новых учебных группах и т.д.) не разрабатывать их снова. Но это описание должно также удовлетворять критериям конкретности, измеримости, контролируемости.
В Пособии Темпус «Целенаправленная разработка и менеджмент проектов» содержится характеристика трех особенностей целей:
«Реальность — возможность достижения в рамках заданных … ресурсов и предусмотренного периода времени;
Полезная информация:
Взаимосвязь различных видов памяти
Критерии, принятые здесь за основания деления памяти на виды, связаны с различными сторонами человеческой деятельности, выступающими в ней не порознь, а в органическом единстве. Такое же единство представляют собой и соответствующие виды памяти. Так, память на мысли и понятия, будучи словесно-логич ...
Принцип построения интегрированного курса
В современном образовании разработан ряд концепций личностно ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская, В.В. Сериков, Н.И. Алексеев и др.), предполагающих различные технологии, в каждой из которых «оригинально сочетаются социально- педагогический, предметно-дидактический и пс ...
Профилизация образовательного процесса как комплексная педагогическая
проблема
На рубеже 1990–2000-х гг. окончательно сформировались широкие социальные и социально-педагогические предпосылки массового введения профильного обучения на старшей ступени общего образования в российской школе. Перечислим и кратко охарактеризуем эти предпосылки. 1. Возрастание требований к специалис ...