Понятие когнитивной деятельности учащихся при обучении английскому языку

Страница 3

Однако уже в 6-7-ом классах эта повышенная утомляемость исчезает, уступая место выносливости к физическим, интеллектуальным и волевым перегрузкам. Старший подросток нуждается не в щадящем режиме, а в энергетической разрядке.

В связи с такими различиями между младшими и старшими подростками различны также и гигиенические требования к уроку иностранного языка в разных классах. Так, в 4-5-классах желательно заметнее чередовать моменты, требующие внешне выраженные формы активности, с моментами релаксации, (например, спокойного слушания) а также уменьшать напряженность и темп деятельности к концу урока (особенно в конце рабочего дня).

Урок в 7-8 классах может быть более напряженным по темпу и интенсивным по нагрузке. Предметом постоянного внимания, учителя должен быть свежий воздух в классе. (Духота в помещении влияет на запоминание вербального материала, хотя дети сами этого не замечают).

В общей картине поведения подростков преобладает живость, активность, особая легкость побуждения энергии и расположенность к расходованию сил.

Активное начало у школьников средних классов - это их важнейшее достоинство и одновременно источник слабостей и недостатков, поскольку часто наблюдается легкомысленная независимость проявляемой энергии от мотивов поведения и понимания самими детьми своих действий. Подъем их энергии как бы опережает их умственное и нравственное развитие.

В связи с тем, что подростки трудно переносят состояние бездействия, вялый, замедленный темп урока иностранного языка уже с 6-7 класса является недопустимым. В старшем подростковом возрасте отмечается большой прогресс в познавательном развитии школьников: они способны к длительному сосредоточению внимания, хорошо абстрагируют и обобщают учебный материал (в 8-м классе) способны организовать его продуктивное произвольное запоминание. В этом возрасте заметно проявляются индивидуальные различия в особенностях учащихся, в частности, память оказывается гораздо более развитой у тех из них, кто систематически работал на предыдущем этапе обучения.

Специальные сопоставительные исследования развития иноязычной речи на разных возрастных ступенях показывают, что к 8 классу увеличивается продуктивность запоминания иноязычного материала любого содержания, при этом возможности опосредованного запоминания возрастают, а способность к дословному запоминанию снижается.

У младших подростков (4-5 класс) более развита ситуативная, а не контекстная речь. Наблюдения показывают, что в 7 классе развитие устной ситуативной речи как бы приостанавливается, а с 8 класса развитие уже ускоряется в сторону прогресса.

При системном изучении возрастных особенностей учащихся среднего этапа наблюдается, что главным показателем вступления ребенка в новый период возрастного развития является смена той деятельности, в ходе которой осуществляется его психическое развитие, появляются психические новообразования "ведущей" деятельности.

Фактически ведущей деятельностью младшего школьника было обучение, у подростков - общение, в котором формируются новообразования этого возраста: усвоение репертуара ролей социальных и отношений мира взрослых. Главным объектом интереса для подростка становится не академические знания, а сама жизнь — отсюда чрезвычайная широта его интересов и склонностей. В этой связи, наряду с психическим развитием необходимо раскрыть роль усвоения иностранного языка в развитии познавательной активности и способностей, таких, как восприятие, мышление, память.

На учителя иностранного языка ложится задача формирования культуры мнемической работы школьника. Например, желательно ознакомить подростков с известным законом распределения повторений во времени, объяснив им, что запоминание "до первого полного воспроизводства" непродуктивно, зато распределение во времени активных попыток припоминания материала дает выигрыш во времени и повышает продуктивность запоминания на 10-20 процентов. При таких обстоятельствах развитие познавательной активности в учебной деятельности учащихся на уроках иностранного языка можно представить как решение ряда задач: рецептивно-мыслительных, формально-грамматических, речемыслительных (т.е. при переходе от мысли к речи). Решение задач требует серьезных усилий, и этот факт не должен скрываться от учащихся. Дело в том, что подростков привлекает атмосфера преодоления трудностей, упорства и самостоятельности, для них интересное вовсе не то, что самое легкое.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Основные особенности личностно ориентированного урока
Цель - создание условий для проявления познавательной активности учеников. Средства достижения учителем этой цели: · Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся; · Создание атмосферы заинтересованности к5аждого ученика в ...

Эволюция детского призрения на Беларуси
История создания на Беларуси благотворительных заведений для детей-сирот и подкидышей уходит своими корнями в глубокую древность. По свидетельству западных путешественников, побывавших среди восточно-славянских племен, кривичи и родимичи с особой заботой относились к детям-сиротам, оказывали им вся ...

Расчет и подготовка учебно-материальной базы
Материально-техническая база учебного учреждения должна создавать благоприятные условия для овладения обучающимися основ профессионального мастерства на уровне современных требований производства. Правильная организация учебно-производственных мастерских, кабинетов должна способствовать созданию бл ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru