Система воспитания как совокупность идей и учреждений

В данном параграфе система воспитания будет рассмотрена как совокупность идей и учреждений, охарактеризовано место и роль в ней социальных и социально-культурных институтов.

Каждое общество формирует систему воспитания подрастающего поколения в зависимости от его социальной установки. В дореволюционной России существовала тенденция к подавлению личности. Об этом писал, например, Н.А. Бердяев: "Личностей не было была однородная масса, потому что каждая личность духовно оскоплялась уже на школьной скамье . Формализм сознания лучшее нивелирующее средство в мире"

Эта же линия на нивелировку личности продолжалась и в советское время. Только нынешняя Конституция России объявила личность высшей ценностью, поставив ее на первое место. Однако реализация этого конституционного права требует реформирования всего общества, в том числе и системы воспитания подрастающего поколения.

Под системой воспитания мы понимаем формирование всесторонне развитой личности посредством различных социальных институтов.

Система идей внешкольной работы включает обеспечение целенаправленного воздействия и взаимодействия детей и подростков в свободное от учебы время, развитие творческих способностей, удовлетворение их разносторонних интересов и запросов в области культуры, создание условий для развития общественной активности и самостоятельности, обеспечение условий для отдыха детей и подростков. А всестороннее развитие личности в современных условиях предполагает формирование идейной направленности, т.е. воспитание патриота, демократа и гуманиста, соблюдающего законы природы и общества. Социально-экономическая направленность означает воспитание труженика, творца, профессионально грамотного, ответственного и делового человека. А духовное богатство включает в себя нравственную чистоту и эстетическое совершенство. Всестороннее целостное развитие личности включает в себя также и физическое совершенство.

В систему воспитания входит также система социальных, социо-культурных институтов. Попытаемся конкретизировать понятие "социально-культурный институт". Философия под социальным институтом понимает элемент социальной структуры, исторической формы организации и регулирования общественной жизни. Социология под этим же термином понимает организованную систему связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. В свою очередь необходимо подчеркнуть и широкий диапазон термина "социально-культурный институт". Им обозначаются семья, государственные и муниципальные структуры, производственные объединения и предприятия, негосударственные общественные и коммерческие организации, система народного о6разования, средства массовой информации и многочисленные специальные учреждения социально-культурного профиля: театры, музеи, концертные и выставочные залы, цирки и другие концертно-зрелищные учреждения, клубы и библиотеки, спортивно-оздоровительные, курортно-санаторные учреждения и т.д.

Суть социально-культурного института состоит в том, что он организованно объединяет людей для совместной деятельности по удовлетворению социально-культурных потребностей человека или решению конкретных социально-культурных задач. Подобное целостное образование, возникающее и функционирующее, как правило, в сфере досуга, и называется социально-культурным институтом.

В завершении параграфа можно сделать следующий вывод, неотъемлемой частью системы воспитания являются социальные, социально-культурные институты. Сфера их деятельности, основные цели и задачи определяются действующей в обществе идеей воспитания, которая строится согласно нравственным и политическим реалиям времени, тем требованиям, которое общество предъявляет своему гражданину.

Полезная информация:

Разработка проекта «Формирование системы информационного образования школьников МОУ «Сахарозаводская сош»
Проект Школа и библиотека есть альфа и омега образования» Доминго Ф. Сармиенто Проблема: Отсутствие системы информационного образования школьников. Определение: Информационная культура личности – одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знан ...

Индивидуальная работа с детьми с задержкой психического развития на занятиях кружка
Индивидуальная работа учащихся осуществляется по специальному плану учителя или воспитателя. По рекомендации воспитателя дети могут сами изготовлять поделки. Перед началом работы воспитатель проводит вводную беседу, рассказывая о целях и задачах предстоящего трудового задания. Дети в общих чертах п ...

Нефтепереработка
В 1840 г. губернатор г. Баку направил в санкт-петербургскую Академию наук несколько бочек с нефтью для изучения ее промышленного использования и получил через некоторое время ответ: «Это вонючее вещество пригодно только для смазки колес у телеги». Ответ характеризовал сотрудников академии с не лучш ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru