Условия содержания и обучения детей в приютах Мариинского ведомства были несколько лучше, чем в приютах, принадлежащих другим ведомствам и организациям. Учебная и воспитательная часть в них была "поставлена лучше, и ремесла идут лучше, и вообще, отношения заведующих приютов к детям как-то сердечнее".
Пожалуй самым крупным благотворительным обществом на Беларуси была состоящая под покровительством Мариинского ведомства Виленская "Доброхотная копейка". Основанное в 1868 г. супругой бывшего виленского генерал-губернатора Е.В. Потаповой для оказания благотворительной помощи нуждающимся детям и взрослым, это общество насчитывало к концу столетия 130 членов и содержало, кроме нескольких заведений для взрослых, 5 заведений для детей. Среди них сиротское отделение Дома милосердия (1873) на 16 мальчиков, и Шостаковское сиротское отделение для девочек (1885), в которой призревалось 20 девочек.
Мальчики, преимущественно дети жителей Вильно христианского вероисповедания (у иудеев были свои приюты), принимались в приют с 5 и воспитывались до 12 лет, состояли на полном содержании, овладевали азами грамоты и переплетного дела, после чего устраивались в переплетные мастерские города. Девочки, преимущественно дети бедных матерей или круглые сироты, обучались грамоте по программе двухклассного народного училища, кройке, шитью (могли шить на себя одежду) и ведению домашнего хозяйства. Поступали они в приют или через полицию, или по прошениям
Примерно по такой же программе обучались воспитанники Минского губернского попечительства детских приютов. В Минском детском приюте в 1900 г. находилось 56 мальчиков и девочек в возрасте 4 - 14 лет. В 1899 г. попечительница приюта княгиня Е.А. Трубецкая открыла при нем швейную мастерскую. Это во многом предопределило профориентацию приютских девочек, которые в мастерской шили на заказ дамские платья, белье и одежду для воспитанников. Вырученные деньги распределялись между преподавателями и старшими девочками. Последним открывались вклады на сберегательных книжках.
Детские приюты, как и большинство других благотворительных заведений, были переполнены, постоянно испытывали недостаток средств и поддерживали свое существование в основном за счет коробочных (кружечных) сборов и пожертвований филантропов. Дотации государственных и муниципальных органов, а позднее и земств, были весьма незначительны.
Однако, значение детских приютов в деле профессионального образования на Беларуси трудно переоценить. Там призреваемые дети были на полном содержании, обучались грамоте и ремеслам.
Полезная информация:
Происхождение природных горючих ископаемых
Ответ на вопрос о происхождении каменного угля однозначен и дан еще М.В.Ломоносовым. Многочисленные образцы отпечатков не только листьев, но и целых стволов деревьев неоспоримо свидетельствуют о том, что уголь образовался из остатков древних растений. Существует много свидетельств в пользу органиче ...
Психолого-педагогическая
характеристика детей с ОНР
Общее недоразвитие речи это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Общее недоразвитие речи подробно описывают такие авторы как: Левина, Фили ...
Обзор программ по проблеме
На уроках музыки мы должны решать следующие развивающие задачи: развитие способностей (особенно музыкально-творческих), внимания, музыкального слуха, певческого голоса, памяти, воображения, мышления. Развитие творческих способностей – особенно острая проблема методики музыкального воспитания. А вед ...