На пороге третьего тысячелетия система образования России претерпевает кардинальные изменения, которые касаются не только структуры ее организации, методологии и технологии построения образовательных процессов во всех звеньях этой системы, но главным образом, в переопределении целей образования, его стратегических ориентиров, места в общественной жизни, позволяющих адекватно отвечать на вызовы XXI века.
Необходимость модернизации системы школьного обществоведческого образования определяется следующими основными факторами:
1) изменениями в современном мире социокультурного и иного характера, что оказывает серьезное воздействие на рынок труда и объективно изменяется социальный запрос на образование;
2) новым этапом в развитии отечественной педагогической науки, который обусловлен происходящим в науке переосмыслением роли и места школьного историко-обществоведческого образования в системе общего образования на основе новой парадигмы гуманитарного образования и между-народного опыта построения образовательных систем;
3) изменениями в ментальносте граждан России под влиянием средств массовой информации и международных контактов, ставших следствием нового мирового порядка и новых отношений России с другими странами.
Модернизация образования – это масштабная акция государства, поли-тическая и общенациональная задача, это глубокие изменения в образовательном мировоззрении, все еще в немалой степени авторитарном и тоталитарном, в образовательной политике, пока еще оторванной от потребностей личности, общества, страны, осуществляемая при активном содействии общества. Она должна привести к достижению нового качества российского образования, которое определяется прежде всего соответствием социально-значимым и перспективным запросам современной жизни страны.
Государство выступает как инициатор и главная движущая сила модернизационных изменений в образовании, осуществляя при этом запуск процессов и их векторность.
Модернизация образования разворачивается и происходит в контексте общего современного процесса реформирования различных сторон российской жизни, в тесном взаимодействии с другими реформами, имея во многом болезненный, проблемный и противоречивый характер.
Проблема модернизации отечественного образования была обозначена в августе 1999 г. на заседании Государственного Совета РФ.
Последовавший за этим модернизационный этап обществоведческого образования (начало 2000 г. – по настоящее время) характеризуется более четким формулированием государственной стратегии, целей и приоритетов развития школьного образования.
Основные положения государственной образовательной политики России сформулированы в выступлениях Президента Российской Федерации В.В. Путина на заседании Государственного совета Российской Федерации 29 августа 2001 г.1, в ежегодных посланиях Президента Федеральному Собранию, в заявлениях по важнейшим вопросам3, размещенных на «Президентском» интернетсайте4.
Президентом неоднократно подчеркивалось:
- о приоритетности сферы образования как «элементе социальной политик государства» (2000, 2004 гг.), «общенациональной значимой задачи России» (2001, 2004 гг.), «вопросе престижа нашего государства, его достояния» (2001 г.), «как о велении времени» (2001 г.), «как богатстве человеческой цивилизации» (2005 г.), «политике, устремленной в будущее» (2005 г.);
- о важности образования как устроителя «демократического процесса России, фундамента становления правового государства» (2002,2003,2005 гг.);
- о «понятности, доступности каждому гражданину государственной политики в сфере образования» (2001 г.);
- о «качественном, добротном, гарантированном, бесплатном образовании с объективной системой оценки знаний, и аттестацией учреждений с функцией контроля образовательного сектора» (2001, 2004 гг.);
- о «практической направленности образования» (2004 гг.), «ориентированного на современный рынок» (2001,2005 гг.);
– о «разработке и необходимости внедрения образовательных стандартов, соответствующих высоким мировым требованиям» (2001, 2004 гг.), «корректировки содержания образования, с поправкой на отечественные наработки» (2004 гг.);
- об «интегративности образования и развитии научной деятельности» (2004, 2005 гг.);
- об «особых мерах государственной поддержки школ (2001, 2005 гг.), в виде 5 тыс. индивидуальных грантов для школьников», «перспективному подходу с 2006 г. к нормативному финансированию учебного процесса» (2005 г.);
- о «подготовке педагога-учителя к модернизационным процессам (2001 г.), о «внедрении современных образовательных технологий, включающих дистанционные программы обучения» (2005 г.);
– о «проблеме ответственности всех уровней власти (федеральных и субъектных) за процесс образования» (2001 г.).
Ключевой мыслью многих выступлений является тезис о «построении гражданского общества с развитием его институтов»1, о гражданском образовании, главной целью которого является воспитание гражданина, живущего в демократическом обществе», о том, что корнями многих государственных неудач является «неразвитость гражданского общества и в неумении власти говорить с ним и сотрудничать»3.
Полезная информация:
Методические особенности организации и
проведения уроков информатики
Основными целями и задачами изучения учебного предмета "Информатика" являются: формирование представления об информатике как науке и ее роли в развитии общества; формирование компьютерной грамотности, основ информационной культуры; развитие логического и алгоритмического мышления; практич ...
Методика «Исследование выразительности речи» И.Ф. Павалаки
Обследование характеристик выразительности речи. В эксперименте используются магнитофон и секундомер. Подбираются прозаические и стихотворные тексты, содержание которых соответствуют уровню знаний и интересов детей дошкольного возраста. Тексты небольшие по объему с четко прослеживаемой основной мыс ...
Сущность полового воспитания как условия их
подготовки к ответственному родительству
подростков
Половое воспитание рассматривается как часть процесса формирования личности, который включает не только вопросы здоровья, но и моральные, правовые, культурные и этические аспекты. Программы полового воспитания должны быть интегрированы в комплексные программы здорового образа жизни, подготовки к се ...