Цель формирующего этапа исследования: апробирование на практике комплекса мероприятий по развитию произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста в процессе учебно-воспитательного процесса.
Задачи формирующего этапа исследования:
1) подготовить предметно-развивающую среду для проведения занятий (изготовление наглядных пособий и подбор материала.);
2) разработать и апробировать занятия с играми, направленных на повышение уровня развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с ОНР;
3) разработать и апробировать различные формы работы с родителями, направленные на повышение их педагогической культуры в области формирования произвольного внимания старших дошкольников.
Основные условия успешного формирования произвольного внимания у старших дошкольников, это:
учет индивидуальные психолого-педагогические особенности;
применение при проведении игр эффективных способов формирования произвольного внимания у старших дошкольников с ОНР;
организация активного участия родителей в процессе формирования произвольного внимания у старших дошкольников с ОНР.
Итак, на формирующем этапе была составлена программа (сетка занятий) по развитию произвольного внимания используемая в формирующей части эксперимента как основа развивающей работы состоит из серии специально организованных занятий, составленных с учетом уровня развития детей их возрастных и индивидуальных особенностей.
Цель программы: развитие произвольной программы внимания.
Предмет: виды внимания
Объект: дети младшего школьного возраста с ОНР
Задачи коррекционной программы:
1. Развивать сенсорное, слуховое, моторно-двигательное внимание.
2. Повысить уровень развития таких характеристик произвольного внимания как устойчивость, концентрация, переключаемость, объем, произвольность и целенаправленность.
3. Развивать умение мыслить вслух, способности активного владения речью.
Объем программы: одно занятие при частоте встреч два раза в неделю.
Продолжительность 20-25 минут. Игры и упражнения приведены в Приложении 7.
Таблица 6 - Программа развития и коррекции внимания
Занятия |
№ игры, Упр-я |
Структура занятия |
Цель |
Оборудование |
Время проведения (мин.) | ||||||
1 |
1 |
Упражнение «Слушай команду!» |
Развитие активного внимания |
Музыкальное сопровождение |
3 | ||||||
2 |
Упражнение «Исключение лишнего» |
Развитие мышления и объема внимания |
Карточка с заданием каждому ребенку |
2 | |||||||
3 |
Задание «Чей это дом?» |
Развитие наблюдательности |
Рисунок с изображением домов и людей |
3 | |||||||
4 |
Игра «Испорченный телефон» |
Развитие слухового внимания |
6 | ||||||||
5 |
Нанизывание бусинок по образцу |
Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики пальцев |
Образец бусинки каждому ребенку |
5 | |||||||
б |
Игра «Воробьи и вороны» |
Формирование внимания, развитие скорости реакции |
Кубики и мячи (вдвое меньше, чем игроков) |
6 | |||||||
всего 25 мин | |||||||||||
2 |
1 |
Упражнение «Слушай команду!» |
Развитие активного внимания |
Музыкальное сопровождение |
3 | ||||||
2 |
Задание «Смешанный лес» |
Развитие наблюдательности, распределения внимания |
Рисунок с изображения замаскированных деревьев |
3 | |||||||
3 |
Игра «Море волнуется» |
Формирование внимания, развитие скорости реакции |
Круги на полу или асфальте |
5 | |||||||
2 |
4 |
Нанизывание бусинок по образцу |
Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки |
Образец, бусинки каждому ребенку |
5 | ||||||
5 |
Срисовывание по клеточкам (1 -й уровень сложности) |
Развитие концентрации, объема внимания, мелкой моторики руки |
бумага в клетку, карандаш |
5 | |||||||
6 |
Игра «Испорченный телефон» |
Развитие слухового внимания |
4 | ||||||||
всего 25 мин | |||||||||||
3 |
1 |
Упражнение «Слушай команду!» |
Развитие активного внимания |
Музыкальное сопровождение |
3 | ||||||
2 |
Выкладывание из палочек по образцу |
Развитие произвольного внимания, мелкой моторики руки |
Палочки и образец каждому ребенку |
5 | |||||||
3 |
Игра «Испорченный телефон» |
Развитие слухового внимания |
5 | ||||||||
4 |
Задание «Кто забил гол?» |
Развитие наблюдательности |
Рисунок с изображением футболистов каждому ребенку |
2 | |||||||
5 |
Задание «Найди героев передачи» |
Развитие наблюдательности, распределения, переключения и объема внимания |
каждому ребенку карточка с изображением героев детской передачи |
4 | |||||||
3 |
6 |
Игра «Воробьи и вороны» |
Формирование внимания, развитие скорости Реакции |
Цветные кубики, мячи (вдвое меньше, чем игроков) |
6 | ||||||
всего 25 мин | |||||||||||
4 |
1 |
Упражнение «Слушай команду!» |
Развитие активного внимания |
Музыкальное сопровождение |
3 | ||||||
3 |
Упражнение «Витрина магазина» |
Развитие объема внимания и наблюдательности |
Карточки каждому ребенку |
2 | |||||||
4 |
Игра «Море волнуется» |
Формирование внимания, развитие скорости реакции |
Круги на полу или асфальте |
6 | |||||||
5 |
Нанизывание бусинок по образцу |
Развитие концентрации и объема внимания, развитие мелкой моторики руки |
Бусинки каждому ребенку |
5 | |||||||
6 |
Игра «Испорченный телефон» |
Развитие слухового внимания |
6 | ||||||||
всего 22 мин | |||||||||||
5 |
1 |
Упражнение «Слушай команду!» |
Развитие активного внимания |
Музыкальное сопровождение |
3 | ||||||
2 |
Игра «Слушай звуки» |
Развитие активного внимания |
Музыкальный инструмент или аудиозапись с высокими и низкими звуками |
3 | |||||||
3 |
Упражнение «Кого испугался охотник?» |
Развитие объема и устойчивости внимания |
Каждому ребенку рисунок |
2 | |||||||
5 |
4 |
Игра «Испорченный телефон» |
Развитие слухового внимания |
5 | |||||||
5 |
Срисовывание по клеточкам (1 -и уровень сложности) |
Развитие концентрации и объема внимания, развитие мелкой моторики руки |
Карточки каждому ребенку, карандаш |
5 | |||||||
6 |
Игра «По новым местам» |
Развитие моторно-двигательного внимания |
Круги диаметром 30 - 35см |
5 | |||||||
всего 25 мин | |||||||||||
6 |
1 |
Игра «В магазине зеркал» |
Развитие наблюдательности, внимания, памяти |
3 | |||||||
2 |
Задание «Сравни, назови, сосчитай!» |
Развитие наблюдательности |
Каждому ребёнку рисунок «Рыбы в аквариуме» |
2 | |||||||
3 |
Игра «Кто знает, пусть дальше считает» |
Развитие слухового внимания, развитие мышления. Закрепление умения считать» |
Мяч |
5 | |||||||
4 |
Игра «Зеваки» |
Развитие произвольного внимания» |
Бубен, проигрыватель или магнитофон |
5 | |||||||
5 |
Игра«Танграм» |
Закрепление представлений о геометрических фигурах |
Образец и детали в натуральную величину каждому ребенку |
7 | |||||||
6 |
Задание «Найди дорожку!» |
Развитие произвольного внимания |
Карточки каждому ребенку |
2 | |||||||
Всего 25 мин | |||||||||||
7 |
1 |
Игра «В магазине зеркал» |
Развитие наблюдательности, внимания, памяти |
3 | |||||||
2 |
Задание «Корова Маня и ее хозяйка» |
Развитие устойчивости внимания |
Карточка каждому ребенку с изображением лабиринта |
2 | |||||||
3 |
Игра «Строители» |
Развитие наблюдательности, концентрации и распределение внимания |
Каждому ребенку бланк с рисунками и образец |
5 | |||||||
4 |
Игра «Кто летает?» |
Формирование внимания |
Список названий предметов |
5 | |||||||
5 |
Срисовывание по клеточкам (2-й уровень сложности) |
Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки |
Карточки, бумага в клетку, карандаш каждому ребенку |
5 | |||||||
6 |
Игра «Найди игрушку» |
Развитие устойчивости и объема внимания |
Игрушки |
5 | |||||||
всего 25 мин | |||||||||||
8 |
1 |
Игра «В магазине зеркал» |
Развитие наблюдательности, концентрации и распределения внимания |
3 | |||||||
2 |
Задание «Найди двух одинаковых животных» |
Развитие произвольного внимания |
Карточки каждому ребенку |
2 | |||||||
3 |
Срисовывание по клеточкам (2-й уровень сложности) |
Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки |
Карточки каждому ребенку |
5 | |||||||
8 |
4 |
Задание «Что где лежит?» |
Развитие произвольного внимания |
Бланк с эталонами фигур и предметов |
3 | ||||||
5 |
Игра «Танграм» |
Закрепление представлений о геометрических фигурах |
Образец и детали в натуральную величину |
7 | |||||||
6 |
Задание «Воспроизведение геометрических фигур» |
Развитие произвольного внимания, памяти, мышления |
Каждому ребёнку карандаш и бумагу |
5 | |||||||
Всего 25 мин | |||||||||||
9 |
1 |
Игра «В магазине зеркал» |
Развитие наблюдательности, концентрации и распределения внимания |
3 | |||||||
2 |
Задание «Найди тень» |
Развитие наблюдательности |
2 | ||||||||
3 |
Задание «Найди дорожку» |
Развитие произвольного внимания |
Карточка каждому ребенку |
2 | |||||||
4 |
Срисовывание по клеточкам (2-й уровень сложности) |
Развитие концентрации и объема внимания |
Карточки каждому ребенку |
5 | |||||||
5 |
Игра «Разведчики» |
Развитие мотрно-слуховой памяти, координации движений |
Стулья |
5 | |||||||
6 |
Задание «Построй дорожку» |
Развитие устойчивого внимания |
Таблицу каждому ребенку, фишки |
3 | |||||||
7 |
Игра «Квартет» |
Формирование внимания |
1 3 наборов разрезанных на 4 части открыток |
5 | |||||||
8 |
Игра «Море волнуется» |
Формирование внимания, развитие скорости реакции |
Нарисованные на полу круги |
5 | |||||||
Всего 30 мин | |||||||||||
10 |
1 |
Игра «Слушай хлопки!» |
Развитие произвольного внимания |
3 | |||||||
2 |
Задание «Нарисуй крут и треугольник» |
Тренировка распределения внимания |
Два острых карандаша каждому ребенку |
2 | |||||||
3 |
Игра «Танграм» |
Закрепление представлений о геометрических фигурах |
Образец и фигуры в натуральную величину каждому ребенку |
5 | |||||||
4 |
Задание «Сравни, назови, сосчитай» |
Развитие наблюдательности |
Каждому ребенку рисунок «Рыба в аквариуме» |
2 | |||||||
5 |
Игра «Съедобное - несъедобное» |
Формирование внимания |
Мяч, мел |
7 | |||||||
6 |
Задание «Найди тень» |
Развитие наблюдательности |
Каждому ребенку рисунок с отбрасываемой тенью |
3 | |||||||
7 |
Задание «Корова Маня и ее хозяйка» |
Развитие устойчивости внимания |
Каждому ребенку карточку лабиринт |
2 | |||||||
8 |
Упражнение «Воспроизведение геометрических фигур» |
Развитие произвольного внимания, памяти, мышления |
Каждому ребенку карандаш и бумагу |
3 | |||||||
Всего 27 мин | |||||||||||
Полезная информация:
Анализ результатов использования музыкально-дидактических игр на
музыкальных занятиях в детском саду
Все используемые музыкально-дидактические игры и пособия применялись в течение нескольких занятий, постепенно становясь разнообразней и сложней, что позволило судить о своеобразии музыкального развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержанием музыкальных занятий. Анализ результат ...
Система физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении
Идеи П.Ф. Лесграфта и В.В. Гориневского в области дошкольного физического воспитания продолжил Е.А. Аркин (1873–1948), профессор, действительный член Академии педагогических наук, доктор педагогических наук, врач – гигиенист. Е.А. Аркин в доступной форме знакомил дошкольных работников с основными з ...
Виды профессиональной деятельности педагога-психолога
Согласно "Общей характеристике специальности 031000 Педагогика и психология" основными видами деятельности педагога-психолога являются коррекционно-развивающая, преподавательская, научно-методическая, социально-педагогическая, воспитательная, культурно-просветительская и управленческая. К ...