На основе выводов ученых М.Р. Львова, В.Г. Горецкого, Т.Г. Рамзаевой, Т.П. Сальниковой, Н.С. Черноусовой рассмотрим разработку и описание технологии работы над сочинением как способа развития творческого воображения младших школьников.
Остановимся подробно на технологии работы над сочинением.
Виды сочинений.
Сочинение в школе занимает особое место, ему в известном смысле подчинены все другие речевые упражнения. Именно в сочинении школьник максимально приближается к естественным условиям порождения речевых высказываний - к таким условиям, какие складываются в жизни.
Начинаясь в I классе в виде небольших устных сообщений, ярких и эмоциональных рассказов, сочинение перерастает в серьезную планируемую умственную работу, имеющую не только учебно-воспитательное значение, но и служащую самовыражению, становлению личности учащегося.
В процессе обучения сочинениям, устным и письменным, на практике реализуются общие умения в связной речи: умение понять и раскрыть тему, подчинить свое сочинение определенной мысли, собирать материал, систематизировать его, располагать, составлять план и писать по плану, использовать средства языка в соответствии с замыслом и речевыми ситуациями и, наконец, совершенствовать написанное.
Сочинения, как устные, так и письменные, классифицируются по источникам материала, по степени самостоятельности, по способам подготовки, по типам текста, по жанрам, по языковым особенностям (т.е. по стилям).
В зависимости от источников материала выделяются:
Во-первых, сочинения о пережитом, виденном, слышанном самими учениками, т.е. сочинения на материале труда, экскурсии, наблюдений, походов, игр и других форм получения живого, непосредственного опыта;
Во-вторых, сочинения на книжном материале, по картинкам, фильмам, спектаклям, рассказам учителя и другим источникам опосредованного опыта;
В-третьих, сочинения, где используются материал разных источников, например, в сочинении «Перелетные птицы нашего края» школьник использует наряду с книжными сведениями также и материал собственного опыта.
Особо следует отметить сочинение на основе творческого воображения - по сюжетной картине, по данному началу или концу, импровизацию сказок и т.п. В сочинениях этого типа реализуется различные материалы, творчески переработанные школьником: его жизненный опыт, книжные сведения.
По степени самостоятельности, по методике подготовки различаются сочинения, коллективно подготовленные, проводимые на общую для всего класса тему и требующие в большей или меньшей мере общеклассной подготовительной работы не только над материалом, но и над языком, и сочинения индивидуальные, на отдельные для каждого темы с индивидуальными условиями подготовительной работы.
По типам текста сочинения делятся на повествования, описания и рассуждения, причем в начальных классах чаще всего используются повествования с элементами описания и рассуждения.
Жанры в начальных классах: рассказ, письмо, заметка в газету, отзыв о книге, зарисовка картин природы.
По языку (стилю) сочинения подразделяются на эмоционально-образные (художественные) и «деловые» (научные)
Первые это преимущественно рассказы о событиях и описаниях и описания природы; вторые - записи по наблюдениям, планы, отчеты, деловые описания, объяснения, математические задачи и другие.
Сочинения могут классифицироваться по тематическим группам:
- природа нашей Родины - лес, поле, река, луг; погода; животные и растения; походы и прогулки; охрана природы;
- труд взрослых и детей в нашей стране, профессии в городе и в деревне, труд в школе и в семье, на заводе, в сельском хозяйстве, люди труда;
Полезная информация:
Педагогический такт
Как показывает опыт, именно наличие педагогического такта позволяет педагогу строить общение на положительных эмоциях, а также позволяет педагогу выбрать правильный в данной ситуации метод стимулирования и воздействия, дабы повернуть ситуацию в необходимом направлении. Педагогический такт в букваль ...
Влияние оценки на эмоциональное состояние младших
школьников
Нелишне заметить, что вопрос отметок-оценок имеет весьма существенное значение для детей. Ими они «отчитываются» перед родителями, с их помощью соревнуются друг с другом и нередко на основании того, как выставляют отметки педагоги, выносят свое суждение и об учебном предмете, и о конкретном учителе ...
Национальное самосознание как результат осуществления гражданско-патриотического воспитания
Воспитание национального самосознания подрастающего поколения – проблема особой гражданской значимости, от решения которой в значимой мере зависит духовное здоровье нации, перспективы её развития. Под национальным самосознанием личности обычно понимают осмысление ею своей принадлежности к определен ...