Предварительное анкетирование, направленно на выявления мнения отвечающих о том, какое количество времени занимает у них просмотр телевизионных программ и, какое у них складывается мнение о деятельности телевизионных СМИ. В анкете применялись закрытые информационные вопросы прямого формулирования, предполагающие поливариантные односложные ответы.
Основной этап анкетирования направлен на формирование умения выделять и интерпретировать поступки (факты поведения) телевизионных героев, которые характеризуют их как личностей, стремящихся достигнуть определённых целей. В анкете применялись прямые, открытые, информационные вопросы, предполагающие поливариантные как односложные, так и многосложные ответы.
Рефлексивное анкетирование. Цель этого этапа - анализ просмотра выборочных видеоматериалов с определением степени их влияния на сознание человека Вопросы - контрольные, закрытые, представляющие собой шкальную форму. Ответь анонимные выраженные односложно с помощью цифровой оценки (от 0 до 10) Предполагается один или несколько контрольных вопросов, которые позволяют исследователю акцентировать внимание респондента на определенной проблеме раскрывающей наиболее полно весь смысл исследования, проведенного в форме рефлексирующего (формирующего) анкетирования.
Кроме анкетирования в процессе всего исследования (т.е., соответственно, не констатирующем и контрольных этапах) так же активно использовался метод наблюдения, как способ изучения психических особенностей подростков на основе фиксаций их поведения. Применялись такие его разновидности как: открытое включенное; имеющие внешние основания; лонгитюдное; по характеру восприятия - сплошное; по характеру регистрации данных - констатирующее; по степени стандартизованности процедур - свободное (поисковое).
В основу было положена специфика интерпретации научного включенного наблюдения В.И. Ильиным, которая предполагала следующие этапы: определение цели, объекта, предмета исследования; планирование ситуаций наблюдения; способа включенного наблюдения, наименее влияющий на объект; установление продолжительности общего времени исследования; способ регистрации исследуемого материала - применение системы категорий; прогнозирование возможных ошибок наблюдателя, поиск путей их предотвращения; осуществление сеанса пробного наблюдения; корректирование программы с учётом ситуативных ситуаций; продолжения наблюдения; обработка и интерпретация полученной информации в виде анализа, отчёта и методических рекомендаций.
Беседа, как форма коллективного рефлексирования, применялась в ходе эксперимента на постоянной основе в виде эвристической беседы, которая позволяла включить в активное интерактивное взаимодействие партнеров по общению. Основными партнёрами по общению в процессе эмпирического этапа исследования были ученики и преподаватели. Цели эвристической беседы ставились в соответствие с проблемами, возникающими в ходе исследования, а так же с учётом возрастных и профессиональных особенностей собеседников. При многообразии таких ситуаций главным оставался ведущий педагогический принцип - совместное с собеседником определение содержания проблемных понятий. Одна из сопутствующих целей таких эвристических бесед, (и учащимися, и с педагогами), коллективное осмысление проделываемой в ходе эксперимента работы, когда на основе полученных данных (мнений), производилась необходимая корректировка дальнейших действий.
Полезная информация:
Принцип целенаправленности
Суть его требований в том, что вся воспитательная и учебная работа и каждая конкретная педагогическая задача должны быть подчинены решению общей цели воспитания- формированию личности гуманиста, активного созидателя и оптимиста, будь то на уроке или во вне урочное время. Приняв в качестве наиболее ...
Основные задачи работы с одаренными детьми
Очевидно, что главная задача работа с одаренными детьми должна исходить из особенностей их развития, а еще точнее, из существа их главных проблем. Самую большую проблему для одаренных детей представляют трудности их самореализации. По результатам ряда исследований примерно 30 % особо одаренных дете ...
Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием
речи
Нарушения речи у детей многообразны по своим явлениям. Одни недостатки касаются произношения, другие затрагивают процессы фонемообразования и выражаются не только в дефектах произношения, но и в затруднениях звукового анализа. Существуют нарушения, охватывающие как фонетико-фонематическую, так и ле ...