Предварительное анкетирование, направленно на выявления мнения отвечающих о том, какое количество времени занимает у них просмотр телевизионных программ и, какое у них складывается мнение о деятельности телевизионных СМИ. В анкете применялись закрытые информационные вопросы прямого формулирования, предполагающие поливариантные односложные ответы.
Основной этап анкетирования направлен на формирование умения выделять и интерпретировать поступки (факты поведения) телевизионных героев, которые характеризуют их как личностей, стремящихся достигнуть определённых целей. В анкете применялись прямые, открытые, информационные вопросы, предполагающие поливариантные как односложные, так и многосложные ответы.
Рефлексивное анкетирование. Цель этого этапа - анализ просмотра выборочных видеоматериалов с определением степени их влияния на сознание человека Вопросы - контрольные, закрытые, представляющие собой шкальную форму. Ответь анонимные выраженные односложно с помощью цифровой оценки (от 0 до 10) Предполагается один или несколько контрольных вопросов, которые позволяют исследователю акцентировать внимание респондента на определенной проблеме раскрывающей наиболее полно весь смысл исследования, проведенного в форме рефлексирующего (формирующего) анкетирования.
Кроме анкетирования в процессе всего исследования (т.е., соответственно, не констатирующем и контрольных этапах) так же активно использовался метод наблюдения, как способ изучения психических особенностей подростков на основе фиксаций их поведения. Применялись такие его разновидности как: открытое включенное; имеющие внешние основания; лонгитюдное; по характеру восприятия - сплошное; по характеру регистрации данных - констатирующее; по степени стандартизованности процедур - свободное (поисковое).
В основу было положена специфика интерпретации научного включенного наблюдения В.И. Ильиным, которая предполагала следующие этапы: определение цели, объекта, предмета исследования; планирование ситуаций наблюдения; способа включенного наблюдения, наименее влияющий на объект; установление продолжительности общего времени исследования; способ регистрации исследуемого материала - применение системы категорий; прогнозирование возможных ошибок наблюдателя, поиск путей их предотвращения; осуществление сеанса пробного наблюдения; корректирование программы с учётом ситуативных ситуаций; продолжения наблюдения; обработка и интерпретация полученной информации в виде анализа, отчёта и методических рекомендаций.
Беседа, как форма коллективного рефлексирования, применялась в ходе эксперимента на постоянной основе в виде эвристической беседы, которая позволяла включить в активное интерактивное взаимодействие партнеров по общению. Основными партнёрами по общению в процессе эмпирического этапа исследования были ученики и преподаватели. Цели эвристической беседы ставились в соответствие с проблемами, возникающими в ходе исследования, а так же с учётом возрастных и профессиональных особенностей собеседников. При многообразии таких ситуаций главным оставался ведущий педагогический принцип - совместное с собеседником определение содержания проблемных понятий. Одна из сопутствующих целей таких эвристических бесед, (и учащимися, и с педагогами), коллективное осмысление проделываемой в ходе эксперимента работы, когда на основе полученных данных (мнений), производилась необходимая корректировка дальнейших действий.
Полезная информация:
Роль внеклассной работы в развитии творческих способностей подростков
Внеклассная работа - это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности. Внеклассная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного ...
Развитие личности ребенка средствами аппликации
В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Аппликация считается разновидностью художественной деятельности, предусмотренн ...
Политехнический принцип
Основные принципы всех процессов производства служат научно-производственной базой политехнического образования. Практическая реализация политехнического принципа в обучении квалифицированных рабочих выдвигает определенные требования к содержанию и методике теоретического и производственного об ...