Основные принципы всех процессов производства служат научно-производственной базой политехнического образования.
Практическая реализация политехнического принципа в обучении квалифицированных рабочих выдвигает определенные требования к содержанию и методике теоретического и производственного обучения.
На современном этапе организации профессиональной подготовки, осуществления взаимосвязи ее с общеобразовательной подготовкой предстоит создание общих методик обучения определенной профессии, охватывающих весь цикл профессиональной подготовки будущих рабочих по профессиям широкого профиля или группам профессий, и частных методик по отдельным общетехническим и специальным предметам. Это позволит создать условия для более рационального осуществления фундаментальных принципов: взаимосвязи общеобразовательной и профессиональной подготовки, политехнизма и соединения обучения с производительным трудом.
Преподавателю, мастеру необходимо знать не только методику отдельных предметов, но и общие положения и закономерности обучения той или иной профессии или группе профессий, взаимосвязи между курсами обучения с учетом присущих им особенностей. Им нужно представлять весь ход развивающего и воспитывающего обучения по всему циклу общеобразовательной и профессиональной подготовки в профтехучилищах и осуществлять его на научной основе в преподавании каждого курса.
Общим базисом для реализации принципа политехнизма в методиках обучения в профессиональной школе является познавательная и профессиональная деятельность учащихся. Последняя вносит постоянные коррективы в организацию обучения, определяя его стабильность и динамичность. Несмотря на параллелизм разных видов деятельности, современная методика рассматривает обучение и воспитание как единый процесс, как целостную систему форм, методов и средств обучения. Вся учебно-воспитательная работа педагогов, мастеров производственного обучения, наставников и учащихся находится в планомерном развитии.
Успешное осуществление политехнического принципа в обучении учащихся профтехучилищ зависит от реализации методических закономерностей: синтеза основ разных наук в структуре и содержании учебного материала; единства иерархической структуры построения понятий, умений и навыков; соответствия форм и методов обучения содержанию учебного материала; осуществления комплексных межпредметных связей; приобретения учащимися осознанных и прочных знаний, овладения умениями и навыками путем постоянного и непрерывного развития понятий, умений и навыков; взаимосвязи всех видов воспитания в процессе обучения; профессиональной направленности процесса обучения; целостности и систематичности процессов преподавания и учения
В профтехучилищах сложилась определенная методическая система обучения, однако она имеет существенные недостатки (асинхронность в отдельных этапах обучения, слабая взаимосвязь между теоретическим и производственным обучением, неоправданность выбора методов и методических приемов и др.). В связи с этим предстоит решение следующих задач; определение оптимального соотношения теории и практики, рационального построения системы уроков и внеучебных занятий, сочетания различных систем производственною обучения на разных этапах формирования основ профессионального мастерства, обоснование комплекса эффективных методов, разработки инструментальных методик по реализации целей воспитания и др.
Преподаватель, мастер должны вначале выделить основные понятия, умения и навыки в каждом курсе, учебном предмете и непрестанно держать их в поле своего методического зрения, возвращаясь к ним на разном учебном материале и разных связях. Понятия, учения и навыки систематизируются постепенно, развиваясь и усложняясь. Развитие понятий, умений и навыков имеет особое образовательное и воспитательное значение. Овладение методикой их выявления и развития — важнейшая задача преподавателя, мастера производственного обучения.
Полезная информация:
Методы формирования творческого потенциала личности в процессе обучения по
предмету «Технология»
Как известно, главный труд детей – учеба и для того, чтобы воспитать у учащихся творческие черты личности, нужно делать его творческим. Повышение творческой активности во многом зависит подготовки школьников к творческой деятельности. Огромную роль в этой деятельности играет учитель технологии. На ...
Особенности работы учреждений для детей и
подростков
В параграфе сделана попытка охарактеризовать особенности работы учреждений для детей и подростков, ее цели, специфические методы и задачи, зависящие прежде всего от учреждения. Все детские культурно-воспитательные учреждения можно подразделить на две группы: многопрофильные и специальные. К многопр ...
Понятие коммуникативной компетенции
В системе общего среднего образования русский язык занимает особое место. Это обусловлено его социальной значимостью. Русский язык - это родной язык русского народа, часть его духовной культуры, основная форма проявления его национального и личностного самосознания. Русский язык является государств ...