В контексте нашего исследования, оценка коммуникативного уровня культуры потребления телевизионной информации предполагает наличие навыков и умений: слушать и слышать виртуального собеседника; заочно решать проблемы во время виртуального сотрудничества с другими людьми ("телевизионными героями", другими зрителями); контролировать свои эмоции; терпимо относиться к точкам зрения, изложенным в информации отличным от их собственных взглядов.
Оценка когнитивного (творческого) уровня культуры потребления телевизионной информации предполагает наличие навыков и умений:
рассматривать проблему, поставленную в телевизионной информации с разных точек зрения;
быть терпимым в ситуации неопределенности;
применять для осмысления информации художественно-образное мышление;
находить нестандартные решения интерпретации содержания информации.
Оценка рефлексивно-деятельностного уровня культуры потребления телевизионной информации предполагает наличие навыков и умений:
устанавливать причинно-следственные связи в транслируемой информации и поведении "телевизионных героев";
рассматривать несколько возможных решений какой-то проблемы, поставленной в информации;
строить логические выводы в процессе анализа информации;
выстраивать прогнозы, обосновывать и ставить перед собой задачи для изучения информации;
применять свои знания и умения при анализе различных форм телевизионной информации.
Оценка эмотивного (ценностного) уровня культуры потребления телевизионной информации предполагает наличие навыков и умений:
размышлять о своих чувствах, мыслях, возникших в процессе осмысления информации - оценивать их;
определять основные идеи информации - давать им нравственно-эстетическую оценку;
вырабатывать представления о целях и смысле жизни "телевизионных героев". Под понятием "телевизионные герои" мы подразумеваем не только тех, кто становится главным героем телепередач (очерков, зарисовок, репортажей, интервью и т.п.), но и режиссеров, ведущих, дикторов, заказчиков и др., кто участвует в подготовке и транслировании телеинформации.
Данные критерии, навыки и умения, позволили сформулировать (с помощью их интерпретации) основные вопросы для анкет, которые стали диагностическим инструментом для сбора необходимой научной информации и определения уровня сформированности культуры потребления информации на констатирующем и контрольных этапах исследования в экспериментальной группе. Динамика формирования навыков и умений определялась по трем показателям "не умею", "умею частично", "умею хорошо".
Ведущей методом в процессе формирующего этапа исследования было рефлексирующее (формирующее) анкетирование. Это количественно - качественный метод, предложенный исследователем В.И. Ильиным. Суть его заключается в том, что анкетирование разделено на три этапа: предварительный, основной, рефлексивный. Каждый из этих этапов позволяет собрать определённую информацию, которую исследователь качественно интерпретирует не только на основе собственного анализа, но и коллективной рефлексии участников анкетирования в форме эвристической беседы, которую проводит социальный педагог с аудиторией после каждого этапа исследования, используя прием "погружения" (от более простого суждения к более сложному). Уровень "погружения" - коллективной рефлексии - усложняется (углубляется) от этапа к этапу.
Полезная информация:
Влияние психофизической тренировки на детей с лёгкой
умственной отсталостью
Эффективность физических упражнений для исправления нарушений моторики и недостатков физического развития подчеркивается в работах многих ученых. Исследования гигиенистов свидетельствуют о том, что до 82 - 85% дневного времени большинство учеников находятся в статическом положении (сидя). Даже у мл ...
Словарная работа на занятиях чтения
При ознакомление со свежим словом с непроверяемым написанием работа проводится в таком порядке: чтение слова с доски, таблицы, из персонального словарика (если это слово кто-то из учащийся записал прежде), помета ударения, выделение корня, выискивание безударной гласной, не проверяемой ударением, п ...
Эволюция детского призрения на Беларуси
История создания на Беларуси благотворительных заведений для детей-сирот и подкидышей уходит своими корнями в глубокую древность. По свидетельству западных путешественников, побывавших среди восточно-славянских племен, кривичи и родимичи с особой заботой относились к детям-сиротам, оказывали им вся ...