В контексте нашего исследования, оценка коммуникативного уровня культуры потребления телевизионной информации предполагает наличие навыков и умений: слушать и слышать виртуального собеседника; заочно решать проблемы во время виртуального сотрудничества с другими людьми ("телевизионными героями", другими зрителями); контролировать свои эмоции; терпимо относиться к точкам зрения, изложенным в информации отличным от их собственных взглядов.
Оценка когнитивного (творческого) уровня культуры потребления телевизионной информации предполагает наличие навыков и умений:
рассматривать проблему, поставленную в телевизионной информации с разных точек зрения;
быть терпимым в ситуации неопределенности;
применять для осмысления информации художественно-образное мышление;
находить нестандартные решения интерпретации содержания информации.
Оценка рефлексивно-деятельностного уровня культуры потребления телевизионной информации предполагает наличие навыков и умений:
устанавливать причинно-следственные связи в транслируемой информации и поведении "телевизионных героев";
рассматривать несколько возможных решений какой-то проблемы, поставленной в информации;
строить логические выводы в процессе анализа информации;
выстраивать прогнозы, обосновывать и ставить перед собой задачи для изучения информации;
применять свои знания и умения при анализе различных форм телевизионной информации.
Оценка эмотивного (ценностного) уровня культуры потребления телевизионной информации предполагает наличие навыков и умений:
размышлять о своих чувствах, мыслях, возникших в процессе осмысления информации - оценивать их;
определять основные идеи информации - давать им нравственно-эстетическую оценку;
вырабатывать представления о целях и смысле жизни "телевизионных героев". Под понятием "телевизионные герои" мы подразумеваем не только тех, кто становится главным героем телепередач (очерков, зарисовок, репортажей, интервью и т.п.), но и режиссеров, ведущих, дикторов, заказчиков и др., кто участвует в подготовке и транслировании телеинформации.
Данные критерии, навыки и умения, позволили сформулировать (с помощью их интерпретации) основные вопросы для анкет, которые стали диагностическим инструментом для сбора необходимой научной информации и определения уровня сформированности культуры потребления информации на констатирующем и контрольных этапах исследования в экспериментальной группе. Динамика формирования навыков и умений определялась по трем показателям "не умею", "умею частично", "умею хорошо".
Ведущей методом в процессе формирующего этапа исследования было рефлексирующее (формирующее) анкетирование. Это количественно - качественный метод, предложенный исследователем В.И. Ильиным. Суть его заключается в том, что анкетирование разделено на три этапа: предварительный, основной, рефлексивный. Каждый из этих этапов позволяет собрать определённую информацию, которую исследователь качественно интерпретирует не только на основе собственного анализа, но и коллективной рефлексии участников анкетирования в форме эвристической беседы, которую проводит социальный педагог с аудиторией после каждого этапа исследования, используя прием "погружения" (от более простого суждения к более сложному). Уровень "погружения" - коллективной рефлексии - усложняется (углубляется) от этапа к этапу.
Полезная информация:
Особенности ведения документации педагога-психолога
Документация педагога-психолога должна: — основываться на имеющихся основных нормативных документах Министерства образования РФ (Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования (приказ № 636 от 22.10.99), типовое Положение об образовательном учреждении для детей, нужда ...
Организация домашних заданий и работа по преодолению типичных недостатков в
самостоятельной работе
Развитие познавательной активности учащихся всецело связано с самостоятельностью, которая практически выражается в домашних заданиях выполняемых детьми под руководством учителя. Применительно к среднему этапу обучения домашние задания понимаются как решение познавательных задач, "в основе кото ...
Использование художественной литературы на уроках химии
Одним из сильных и верных способов пробуждения и поддержания у учеников интереса к приобретению знаний, на мой взгляд, является создание эмоционального настроя. Я глубоко убеждена, что одним из главных звеньев в цепи дидактических поисков должно быть положение о том, что «без человеческих эмоций ни ...