В контексте нашего исследования, оценка коммуникативного уровня культуры потребления телевизионной информации предполагает наличие навыков и умений: слушать и слышать виртуального собеседника; заочно решать проблемы во время виртуального сотрудничества с другими людьми ("телевизионными героями", другими зрителями); контролировать свои эмоции; терпимо относиться к точкам зрения, изложенным в информации отличным от их собственных взглядов.
Оценка когнитивного (творческого) уровня культуры потребления телевизионной информации предполагает наличие навыков и умений:
рассматривать проблему, поставленную в телевизионной информации с разных точек зрения;
быть терпимым в ситуации неопределенности;
применять для осмысления информации художественно-образное мышление;
находить нестандартные решения интерпретации содержания информации.
Оценка рефлексивно-деятельностного уровня культуры потребления телевизионной информации предполагает наличие навыков и умений:
устанавливать причинно-следственные связи в транслируемой информации и поведении "телевизионных героев";
рассматривать несколько возможных решений какой-то проблемы, поставленной в информации;
строить логические выводы в процессе анализа информации;
выстраивать прогнозы, обосновывать и ставить перед собой задачи для изучения информации;
применять свои знания и умения при анализе различных форм телевизионной информации.
Оценка эмотивного (ценностного) уровня культуры потребления телевизионной информации предполагает наличие навыков и умений:
размышлять о своих чувствах, мыслях, возникших в процессе осмысления информации - оценивать их;
определять основные идеи информации - давать им нравственно-эстетическую оценку;
вырабатывать представления о целях и смысле жизни "телевизионных героев". Под понятием "телевизионные герои" мы подразумеваем не только тех, кто становится главным героем телепередач (очерков, зарисовок, репортажей, интервью и т.п.), но и режиссеров, ведущих, дикторов, заказчиков и др., кто участвует в подготовке и транслировании телеинформации.
Данные критерии, навыки и умения, позволили сформулировать (с помощью их интерпретации) основные вопросы для анкет, которые стали диагностическим инструментом для сбора необходимой научной информации и определения уровня сформированности культуры потребления информации на констатирующем и контрольных этапах исследования в экспериментальной группе. Динамика формирования навыков и умений определялась по трем показателям "не умею", "умею частично", "умею хорошо".
Ведущей методом в процессе формирующего этапа исследования было рефлексирующее (формирующее) анкетирование. Это количественно - качественный метод, предложенный исследователем В.И. Ильиным. Суть его заключается в том, что анкетирование разделено на три этапа: предварительный, основной, рефлексивный. Каждый из этих этапов позволяет собрать определённую информацию, которую исследователь качественно интерпретирует не только на основе собственного анализа, но и коллективной рефлексии участников анкетирования в форме эвристической беседы, которую проводит социальный педагог с аудиторией после каждого этапа исследования, используя прием "погружения" (от более простого суждения к более сложному). Уровень "погружения" - коллективной рефлексии - усложняется (углубляется) от этапа к этапу.
Полезная информация:
Состояние объема и качества активного словаря
Исследование объема и качества словаря показало, что практически все дети, вошедшие в экспериментальную группу, не знают названий деревьев, на вопрос: "Что это?" отвечают просто "дерево", независимо от того, с каким именно деревом предъявлена картинка. Лишь 1 ребенок, эквивалент ...
Кризисы детской одаренности
Многие авторы отмечают неравномерную динамику развития детской одаренности (2,5). Феномен "исчезновения", "затухания" одаренности давно интересует практиков - психологов и педагогов. Что же делать, чтобы детская одаренность не исчезала? А если она должна исчезнуть, то стоит ли т ...
Тестовый контроль знаний по математике
К настоящему времени опубликовано большое количество работ, посвященных проблеме тестирования, в которых рассматриваются различные подходы к разработке тестов, этапы их создания, обсуждаются требования, предъявляемые к тестовым заданиям, показатели качества отдельных тестовых заданий и тестов в цел ...