Организация домашних заданий и работа по преодолению типичных недостатков в самостоятельной работе

Образование и воспитание » Технология развития когнитивной деятельности учащихся в процессе обучения иностранному языку » Организация домашних заданий и работа по преодолению типичных недостатков в самостоятельной работе

Страница 1

Развитие познавательной активности учащихся всецело связано с самостоятельностью, которая практически выражается в домашних заданиях выполняемых детьми под руководством учителя. Применительно к среднему этапу обучения домашние задания понимаются как решение познавательных задач, "в основе которых лежит противоречие между известными и неизвестными", искомым, а для учащихся проблемным решение таких задач способствует получению новых знаний с помощью уже известных или новых способов познавательной деятельности. В научно-методической литературе и в исследованиях, посвященных самостоятельной работе наблюдается деление учебных заданий, выполняемых школьниками на определенные направления.

Учебные задания по иностранным языкам по определению одних параметров классифицируются на: 1) познавательные задачи для осмысления значения языковых единиц и 2) коммуникативные задания, требующие творческого применения языковых знаний в речевых ситуациях.

По другим же параметрам задания, подлежащие самостоятельному выполнению учащимися дома, классифицируются: 1) на познавательные задачи, направленные для формирования потенциального запаса языковых средств и 2) на познавательные задачи, направленные для воспитания смысла читаемого.

Учитывая сущность познавательной активности и принимая во внимание языковой и речевой опыт учащихся среднего этапа обучения, следует выделить в первую очередь задания, требующие самостоятельного комбинирования и применения творческих элементов деятельности. При этом необходимо обратить внимание на те задания, которые могут затрагивать интеллектуальную и эмоциональную сферу учащихся. Выделяя, таким образом, виды домашних заданий, следует перейти к вопросу организации деятельности учащихся по их выполнению. Структура содержания самого учебного предмета "Иностранный язык" позволяет распределить домашние задания на две большие группы.

Объектами данных групп являются:

1) экстролингвистическая информация, подлежащая смысловой обработке и интерпретации, - т.е. коммуникативно-познавательные задания.

2) языковые средства, используемые в процессе коммуникативной деятельности, т.е. познавательно-развивающие задания, используемые в целях развития коммуникации.

К первой группе - коммуникативно-познавательным заданиям относятся:

1. Задания по извлечению информации из текстов. Выявление смысловых век, нахождение основных и второстепенных фактов, установление в них взаимосвязи, сравнение отдельных частей, синтез, выделение существенных признаков.

2. Задания направленные на смысловую переработку информации. Составление аннотаций, составление реферата, конспекта, реферата-резюме, поиск адекватных средств.

Выполнение такой работы вырабатывает в учащихся поисковый характер, воспитывает внимание к языковым средствам текста.

3. Задания направленные на творческую переработку информации. Подготовка материала из текста для постановки спектакля, проведения вечера, викторины, конференции и т.д.

Ко второй группе — познавательно-развивающим заданиям с коммуникативным направлением относятся:

1. Задания на обобщение и систематизацию языковых явлений. Дело в том, что теоретические знания составляют систему, требующую формирование навыков систематизации изученного языкового материала в целях развития познавательного процесса и его активизации.

2. Задания, направленные на систематизацию и обобщение для развития практических навыков и умений, для расширения образовательного кругозора учащихся.

3. Задания направленные на самостоятельное понимание неизученных конструкций. Учащиеся в задании должны увидеть незнакомые грамматические конструкции и самостоятельно разобраться в их значении. Например, для ученика 7-го класса оборот с инфинитивом: I want you to realize your mistake, который переводится придаточным предложением: я хочу, чтобы ты понял свою ошибку.

Следует отметить, результаты выполнения заданий проверяются на уроке. Учитель подводит учеников к осознанию обобщенного значения глаголов каждой группы: восприятие, умственной деятельности, желания и намерения, чувства, приказания, разрешения. Затем учащиеся составляют табличку на данную конструкцию с инфинитивом, которая служит продолжением той общей таблицы функций инфинитива.

Рассмотрим задания, направленные на углубление знаний и совершенствование лексических навыков. Это задания, способствующие самостоятельному раскрытию значения неизученных языковых единиц на основе языковой догадки, например, определение значения незнакомых учащимся производных слов:

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Взаимоотношения отца и дочери
В жизни дочери папа – это первый мужчина, которого она встречает в своей жизни, долгое время она считает его единственным. От того, как сложится отношение отца и дочери, впервые 5–7 лет, зависит, кем будут для неё мужчины во взрослой жизни. Сможет ли она доверять им, рассчитывать на их помощь, смож ...

Педагогические условия формирования трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста
Главная задача трудового воспитания - формирование правильного отношения детей к труду. Она может быть успешно решена только на основе учета особенностей этой деятельности, занятиями, на основе учета возрастных особенностей ребенка. Стремление к самостоятельности и активности детей среднего дошколь ...

Конструирование современной системы требований к современному уроку
Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. Одним из путей повышения эффективности обучения является выполнение требований к уроку. Итак, какие же требования предъявляются к современному уроку?! Нужно отметить, что наряду с традиционными требованиями, рассмотренными выше, в ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru