глагол, описывающий тип поведения учащегося;
содержание, описывающее суть данного типа поведения.
Иногда конкретизируются:
дополнительные предварительные условия;
сравнительный стандарт.
Чтобы проиллюстрировать формулировку целей, можно привести следующие примеры:
Когнитивная (знаниевая) цель:
обучающиеся должны уметь проанализировать сложные ситуации, касающиеся состояния окружающей среды.
Психомоторная (деятельностная) цель:
обучаемый должен суметь за 6 минут заменить шину у автомобиля при помощи домкрата и муфты.
Этическая и эмоциональная цель:
учащиеся должны продемонстрировать желание улучшить санитарные условия жизни пожилых людей с отклонениями в психике.
Применение целей
Образовательные цели могут быть сформулированы широко или более узко, в зависимости от задачи применения учебного плана. В большинстве случаев выделяются три уровня целей:
Общие или национальные цели сформулированы глобально для определенного уровня образования, для конкретного типа учебных заведений или определенного вида подготовки. Примерами могут служить цели университета, общеобразовательных средних школ или реформированного профессионального обучения.
Цели промежуточного уровня — это более специфические цепи отдельного учебного заведения или его отделения, факультета, или же цели конкретного предмета в контексте всей образовательной программы.
Конкретные цели формулируются очень четко и направлены на темы и разделы предмета, урок, работу в лаборатории или конкретное практическое задание в рамках конкретной учебной среды (учебная или производственная деятельность). Эти области применения тесно связаны между собой, поэтому при разработке планов цели также взаимосвязаны. Промежуточные цели должны охватывать глобальные цели и детализироваться в конкретных. Следующий рисунок иллюстрирует связь между уровнями целей:
Рис. 5. Динамика развития образовательных целей
Одна глобальная цель может входить в М-промежуточных, а те, в свою очередь, детализироваться в N-конкретных. При формулировании конкретной цели всегда следует помнить связанную с ней промежуточную цель, и наоборот.
Общие или национальные цели
Общие цели — это задачи образования в целом. Они описывают ценности и потребности общества и индивидуумов. Они предназначены для всей системы образования и определяются государством и обществом.
Примеры:
учащийся должен развиться в гармоничную личность;
система образования нацелена на оптимальное развитие личности учащихся;
студенты призваны стать достойными гражданами демократического общества;
обучающиеся обязаны обрести духовную и нравственную зрелость;
ученики способны занять активную жизненную позицию в обществе;
выпускники выходят на рынок труда конкурентоспособными;
обучаемые получают высокую профессиональную подготовку и достигают заданного уровня мастерства и т.д.
Промежуточные цели
Промежуточные цели описывают желаемые результаты образовательного процесса в конце определенного этапа получения образования или того или иного периода этого этапа. Промежуточные цели разделяются на:
Цели учебного заведения (они означают конкретные задачи образования).
Пример для средней профессиональной школы: в конце курса обучения студенты обнаруживают умения проанализировать и устранить неисправности в технических системах.
Цели факультета или отделения (составляют часть общих целей учебного заведения, которые учащийся, получающий определенный уровень образования и/или подготовки, должен достичь через конкретные учебные и иные ситуации).
Пример для факультета (отделения) механического машиностроения: в конце обучения учащиеся должны уметь обнаружить неисправности в электрической цепи автомобиля, проанализировать их и устранить.
Конкретные цели по учебным специальностям (являются составляющими целей отделения или факультета, учащийся достигает их в конкретных учебных ситуациях в ходе изучения данного предмета).
Пример для лабораторной работы по предмету: в конце первого года обучения учащиеся умеют проконтролировать балансировку колес автомобиля.
Полезная информация:
Уровень подготовки выпускника средней школы по информатике
По окончании школьного курса информатики выпускник должен (обязан) иметь следующие знания, умения, навыки для продолжения обучения и полноценной жизни в информационном обществе: Человек и информация Учащиеся должны знать: определение информации в соответствии с содержательным подходом и кибернетиче ...
Биография
Родился Василий Александрович Сухомлинский в 1918 году в селе Васильевка на Херсонщине в бедной крестьянской семье. В 1933 году окончил семилетку. В те годы в стране велика была потребность в учительских кадрах. В 1934 году Сухомлинский заканчивает подготовительные курсы при Кременчугском педагогич ...
Формирование у студентов положительной
мотивации к применению
информационных технологий обучения
Любой дидактический процесс, независимо от применяемых педагогических технологии и изучаемых учебных предметов, имеет трехкомпонентную структуру: мотивационный (целевой) этап, этап собственной познавательной деятельности обучаемого и этап управления этой деятельностью. В настоящем параграфе основно ...