Внутри одного отделения возможно дифференцирование профилей и специализаций; «конечные профили» обычно включены в план отделения. После того как руководители учебного заведения утверждают этот документ, он становится обязательным к исполнению для всех лиц, работающих на факультете (отделении). Учебный план отделения детализирует образовательный процесс с учетом интересов обучающихся как его «пользователей». Поэтому на этом уровне учащиеся могут получить из данного документа интересующую их информацию.
Предметный учебный план
Предметные учебные планы определяются в основном следующей структурной иерархией: содержание—методы—описание деятельности—объем выделяемых часов. Другой способ структурирования этих элементов состоит в создании модулей, основанных на временнх периодах. В этом случае временнóй период рассматривается как определяющий фактор, в то время как все остальные элементы должны быть жестко призваны к продолжительности модуля. В п.5.5 модульный подход будет изложен более детально. Однако, как показывает опыт, перевод предметного учебного плана в учебный план, составленный на основе модульных технологий, является сложной операцией, для осуществления которой необходимо весьма четкое планирование и распределение достаточных ресурсов.
Учебный план по какому-либо предмету конкретного отделения учебного заведения является частью учебного плана отделения. Это рабочий документ, составленный в соответствии с предметными планами по всем другим дисциплинам, преподаваемым на данном отделении, оказывает конкретную помощь в подготовке, реализации и оценке учебного процесса. Предметный учебный план описывает:
начальную ситуацию по данному предмету и по смежным общеобразовательным и специальным предметам;
четко обозначенные цели преподавания данного предмета, включая предполагаемые в ходе курса изменения в характеристиках учащихся;
отбор изучаемого материала и последовательность его представления;
ссылки на смежные предметы;
дидактику для решения различных задач;
ожидаемую учебную деятельность со стороны учащихся и студентов;
особые виды деятельности, такие как экскурсии, посещение предприятий и т.п.;
запланированную деятельность преподавателей и инструкторов;
применяемые средства обучения, а также вспомогательные средства, такие как лабораторные инструменты, измерительные приборы, аудио- и видео средства представления информации, демонстрационную технику и т.д.
специальные требования по технике безопасности, если таковые имеются;
методику оценки, включая технику выполнения;
вопросы тестирования для диагностики, оценки и/или отбора;
имена лиц, участвующих в преподавании предмета, их квалификацию и обязанности.
В большинстве случаев предметные учебные планы составляются вместе с планами отделений и являются их составной частью. После того, как руководители учебного заведения декретируют этот документ, он становится нормой для преподавателей и обучающихся.
План урока (занятия)
Всем нам памятно то «смутное» время в российской педагогике (конец 80-х– начало 90-х гг.), когда эйфория академических свобод и либеральных идей «рвала» связи с прошлым опытом, нередко оценивая его как наследие авторитарной педагогики и бюрократические пережитки.
Под огнем критики отдельных «горе-новаторов» оказался, едва ли не в первых рядах отрицаемых традиций, план урока (поурочный план).
Урок — это системное педагогическое явление. Систем неорганизованных попросту не существует. Детальные, структурированные описания (каковым и должен быть поурочный план) вносят необходимую и достаточную ясность. Это — план взаимодействий, ориентированных на достижение цели. План — необходимый документ (творческий, во всяком случае, не рутинный!) для самоконтроля (прежде всего!) и контроля. Язык и структура плана требуют краткости и логичности. Хотя, разумеется, следует избегать чрезмерной жесткости, чтобы всегда присутствовала возможность адаптации обоих субъектов образовательного процесса к динамичной среде образовательного процесса и быстроменяющимся внешним его обстоятельствам (последнее избавит преподавателя и мастера производственного обучения от излишнего переписывания поурочных планов в последующие циклы образовательного процесса).
Полезная информация:
Двигательная активность и умственное развитие человека
Проблема соотношений психического и физического, умственного и моторного развития человека на протяжении длительного периода ее изучения не получила однозначного решения. В одних случаях утверждалось благотворное влияние физической, двигательной активности на психическое развитие, в других оно даже ...
Инновационные типы уроков литературы
Урок был и остается основной формой обучения и воспитания школьников. У него есть организационные, методические, педагогические, психологические, гигиенические и в нашем случае литературоведческие аспекты. Отсюда своеобразность подготовки к уроку зависит от его типа и вида. Современная методика и п ...
Агрессивное поведение младших школьников как психолого-педагогическая
проблема
Приводят ли жестокие игры к агрессивному поведению? С тех пор, как существуют компьютерные игры, содержащие элементы насилия, агрессии и т.п., в СМИ периодически появляются сообщения о трагедиях, разыгравшихся на почве фанатичного увлечения виртуальными играми. Более того, с определенной периодично ...