Родительские стили воспитания и установки

Образование и воспитание » Стили семейного воспитания » Родительские стили воспитания и установки

Страница 1

Родительские установки, или позиции, - один из наибо­лее изученных аспектов родительско-детских отношений. Под родительскими установками понимается система, или совокупность, родительского эмоционального отно­шения к ребенку, восприятие ребенка родителем и спо­собов поведения с ним. Понятие «родительский стиль» или «стиль воспитания» часто употребляется синонимич­но понятию «позиции», хотя и целесообразнее сохранить термин «стиль» для обозначения установок и соответст­вующего поведения, которые не связаны именно с дан­ным ребенком, а характеризуют отношение к детям вооб­ще.

Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений ро­дителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выра­жаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.

В клинически ориентированной литературе описана обширная феноменология родительских отношений (позиций), стилей воспитания, а также их следствий — формирования индивидуальных характерологических особен­ностей ребенка в рамках нормального или отклоняющего­ся поведения. Убедительны и демонстративны наблюдения и исследования, посвященные влиянию неправильных или нарушенных родительских отношений. Крайним вариан­том нарушенного родительского поведения является ма­теринская депривация. Отсутствие материнской заботы возникает как естественный результат при раздельном проживании с ребен­ком, но, кроме того, оно часто существует в виде скрытой депривации, когда ребенок живет в семье, но мать не ухаживает за ним, грубо обращается, эмоционально отвергает, относится безразлично. Все это сказывается на ребенке в виде общих нарушений психического раз­вития. Нередко эти нарушения необратимы.

Так, дети, воспитанные в детских учреждениях без материнской заботы и ласки, отличаются более низким интеллектуальным уровнем, эмоциональной незрелостью, расторможенностью, уплощенностью. Им свойственна также повышенная агрессивность в отношениях со свер­стниками, отсутствие избирательности и постоянства в эмоциональной привязанности ко взрослым («прилипчи­вы», быстро привязываются к любому лицу, но столь же быстро отвыкают). Отдаленные последствия материнской депривации проявляются на уровне личностных иска­жений. В этой связи привлекает внимание описанный впервые Д. Боулби вариант психопатического развития с ведущим радикалом в виде эмоциональной бесчувст­венности — неспособность к эмоциональной привязан­ности и любви, отсутствие чувства общности с другими людьми, глобальное отвержение себя и мира социальных отношений. Другой вариант искажен­ного развития по своей феноменологии соответствует классическому типу «невротической личности» — с низ­ким самоуважением, повышенной тревожностью, зави­симостью, навязчивым страхом потери объекта привя­занности.Но не только грубые нарушения родительского пове­дения сказываются на ходе психического развития ребен­ка. Разные стили ухода и обращения с ребенком начи­ная с первых дней его жизни формируют те или иные особенности его психики и поведения.

С. Броди выделила четыре типа материнского отношения.

1. Матери первого типа легко и органично приспосаб­ливались к потребностям ребенка. Для них характерно поддерживающее, разрешающее поведение. Интересно, что самым показательным тестом того или иного мате­ринского стиля была реакция матери на приучение ребен­ка к туалету. Матери первого типа не ставили себе за­дачу к определенному возрасту приучить ребенка к навыкам опрятности. Они ждали, пока ребенок сам «до­зреет».

2. Матери второго типа сознательно старались при­способиться к потребностям ребенка. Не всегда успешная реализация этого стремления вносила в их поведение напряженность, недостаток непосредственности в обще­нии с ребенком. Они чаще доминировали, а не уступали.

3. Матери третьего типа не проявляли большого инте­реса к ребенку. Основу материнства составляло чувство долга. В отношениях с ребенком почти не было теплоты и совсем не было спонтанности. В качестве основного инструмента воспитания такие матери применяли жесткий контроль, например, последовательно и сурово старались приучить ребенка полутора лет к навыкам опрятности.

4. Матери четвертого типа поведения характеризуют­ся непоследовательностью. Они вели себя неадекватно возрасту и потребностям ребенка, допускали много ошибок в воспитании, плохо понимали своего ребенка. Их прямые воспитательные воздействия, так же как и реакция на одни и те же поступки ребенка, были проти­воречивыми.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Развитие грамматического строя речи в норме у дошкольников
Анализ психологической литературы позволил сделать выводы о том, что процесс становления у детей первой функции речи, то есть овладение речью как средством общения, в течение первых семи лет жизни (от рождения до поступления в школу) проходит три основных этапа. На первом этапе ребенок еще не поним ...

История возникновения и развития геометрических величин
Величина — одно из основных математических понятий, смысл которого с развитием математики подвергался ряду обобщений. Задатки геометрических знаний, связанных с измерением площадей, теряются в глубине тысячелетий. Еще 4—5 тыс. лет назад вавилоняне умели определять площадь прямоугольника и трапеции ...

Анализ и оценка результатов использования театрально-игровой деятельности в развитии речи детей
Заключительный этап исследования – контрольный. Цель контрольного этапа – получения данных, подтверждающих или опровергающих нашу гипотезу, выявление влияния использования театральных игр и театрализованных постановок на общий уровень развития речи у детей в контрольной группе по сравнению уровнем ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru