В настоящее время, в таких развитых, в отношении охраны природы, странах, как США и Великобритания в экологическом образовании детей доминируют два подхода — игровой и натуралистический. При этом первый преобладает в начальной и средней школе, а второй — в старшей.
Опыт западных стран в развитии "игрового" направления в образовании огромен. Многие курсы "природоведения" (environment) построены на базе использования именно этого подхода. Выпущено много литературы — как учебники, так и пособия для учителя, тетради для учащихся, плакаты, настольные и компьютерные игры и т.д. и т.п. Игровыми методами учат не только младших школьников, но также и студентов — будущих экологов и учителей и даже взрослых, например туристов — посетителей национальных парков и заповедников.
Конечно, все это прекрасно, но первые "негативные симптомы" преобладания игровых (и тестовых) методик в образовании уже стали проявляться. Дело в том, что за игрой и тестированием пропадает развитие интеллекта, снижаются способности в приобретении знаний, способности к самостоятельному мышлению. Некоторые исследования последнего времени уже зарегистрировали общее снижение образованности и интеллектуального уровня молодого поколения в развитых странах, в частности — в США.
Что касается использования "натуралистического" подхода в экологическом образовании, то его "западный вариант" в значительной мере отличается от "нашего".
Натуралистический подход в образовании за рубежом.
Фактически, внеклассным ("out-door", т.е. "за дверьми" класса/школы) экологическим образованием занимаются три категории учреждений — сами школы, общественные просветительские и природоохранные организации и полевые учебные центры.
Так, например, в самих школах (во многих) предусмотрены регулярные занятия с детьми на улице — на кратких (получасовых-часовых) экскурсиях, на пришкольных участках и т.д. Особенно это распространено в "сельских" школах, где детей можно вывести на "природу" за 5-10 минут. Многие школы, особенно начальные, имеют свои маленькие "экологические" площадки, фактически — пришкольные участки, оборудованные для занятий с маленькими детьми "природоведением" в игровой форме. Такие площадки, а нередко просто "уголки" пришкольной территории размером 10 х10 м, представляют собой зеленые "оазисы", с посаженными дикими и культурными растениями, создающими густые заросли, маленьким искусственным прудиком, шалашиком из веток и травы и т.п. На таких площадках дети играют на переменах и занимаются изучением растений и животных на уроках "природоведения". Часто по соседству с такой площадкой для "экологических" игр находится метеоплощадка с приборами для наблюдений за погодой.
В школах средних и старших ступеней на смену игровым площадкам приходят "мини-дендрарии", метеоплощадки, гелиоустановки, устройства для очистки воды, компостные кучи с установками для разведения червей, искусственный водоем для изучения водной флоры и фауны.
Дальше этого, однако, в большинстве школ дело не идет. Некоторые, отдельно взятые школы, периодически (один — два раза в год) вывозят детей на однодневные экскурсии в близлежащие национальные парки и заповедники.
Полезная информация:
Методы экологического образования на уроках химии
Биосфера – единственная естественная сфера существования человека. На современном этапе развития человеческой цивилизации она претерпевает столь быстрые изменения, что они стали заметны в течение жизни одного поколения. И изменения эти полезными назвать вряд ли возможно. Ошибки современного человек ...
Обобщение анализа теоретических предпосылок исследования
Проведенный анализ литературных данных позволяет определить теоретические основы исследования. К ним можно отнести знания из области лингвистики, которая рассматривает данное явление в связи с текстом. Так же билингвизм является исследовательским предметом социологии, где первостепенное значение им ...
Сенсорное развитие—чувственная основа умственного и математического
развития детей
В основе познания маленькими детьми качественных и количественных признаков предметов и явлений лежат сенсорные процессы. Малыш познает качества и свойства предмета в практической деятельности: движениями глаз как бы прослеживает его форму, размер; руками ощупывает, обследует форму, материал. Такие ...