Полевая экология: ее место и роль в экологическом образовании школьников

Образование и воспитание » Полевая экология: ее место и роль в экологическом образовании школьников

Страница 4

Данный подход к образованию не является новым и существует в различных формах уже многие десятилетия — как в нашей стране, так и за рубежом.

В нашей стране основной опыт в использовании этого подхода в образовании накоплен в сфере дополнительного (внешкольного) образования. В этом смысле наша страна не имеет аналогов в мире — нигде, кроме России не существует такой разветвленной государственной системы экологического (эколого-биологического) образования, основывающегося, в основном, на внешкольной работе. (По данным статистики Министерства образования России по состоянию на 1 января 1999 года в Российской Федерации насчитывалось 443 учреждения дополнительного образования эколого-биологического профиля — станций юных натуралистов (СЮН) и эколого-биологических центров (ЭБЦ)(в начале 90-х годов большинство СЮН переименовались в ЭБЦ).

Немного истории.

Впервые "натуралистический" подход в преподавании биологии и воспитании детей стал применяться в первые годы советской власти, с созданием в Москве Биостанции юных натуралистов (БЮН) и зарождением массового юннатского движения. Стоявшие у его истоков педагоги (Б.В.Всесвятский, П.П.Смолин) сумели объединить воедино врожденное стремление детей к познанию окружающего мира и возможности ученых в исследовании живой (дикой) природы. Так, один из основоположников российского юннатского движения и, можно сказать, "автор" натуралистического подхода в российском внешкольном образовании Петр Петрович Смолин считал, что своим успехом первоначальное юннатское движение было обязано близкому общению детей с природой и "исследовательскому" подходу в ее изучении.

Первые в России юннатские кружки были именно натуралистическими — дети жили на природе (БЮН, в частности, была колонией для детей-сирот и располагалась в очень живописном и уединенном в те времена уголке парка Сокольники), учились на природе (уроки, подчас, проходили прямо в лесу), вели самостоятельную исследовательскую и опытническую работу (в лесу и на учебно-опытных участках).

И, что очень важно в контексте нашей темы, — данная форма образования детей, назовем ее "учебно-исследовательской работой", велась в рамках общеобразовательной школы, а не в "свободное от основной учебы" время, что началось позже, с формированием системы внешкольного образования.

Первый опыт совмещения учебы и самостоятельной исследовательской работы в природе оказался очень успешным и стал быстро распространяться по всей стране в форме учреждений внешкольного образования — станций юных натуралистов.

Скоро, однако, на смену натуралистическому подходу пришел "социалистический" — необходимо было активнее развивать сельское хозяйство, "догонять и перегонять". К названию многих станций юных натуралистов прибавилось " . и опытников сельского хозяйства". В довершение ко всему, в тридцатые годы юннатское движение слилось с пионерским и на долгие годы потеряло свое истинное лицо.

Продолжали им заниматься только истинные энтузиасты и основоположники натуралистического подхода, создав в Москве ряд уникальнейших, существующих и по сей день, истинно "натуралистических" кружков ("КЮБЗ", "ВООП", "МОИП").

В послевоенные годы юннатское движение "широко шагнуло" по всей стране — всюду стали создаваться станции юных натуралистов. К сожалению, преобладало в них именно "сельскохозяйственное" направление, хотя с 70-х годов стала наблюдаться тенденция к росту числа кружков натуралистической направленности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Полезная информация:

Особенности математических представлений детей с проблемами в интеллектуальном развитии
Развитие математических представлений ребенка-дошкольника с интеллектуальной недостаточностью в гораздо большей степени зависит от качества педагогических условий, в которых он обучается, нежели математическое развитие его нормально развивающихся сверстников. Ни один вид деятельности, характерный д ...

Сущность и характеристика творческих способностей
Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные в примерно одинаковые ситуации, достигают различных успехов, мы обращаемся к понятию "способности". Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им ...

Понятие и характеристика умственной отсталости
Согласно общепринятой оценке, умственной отсталостью страдает приблизительно 2,5-3 % всего населения. По данным, опубликованным в начале 1990-х гг., в мире насчитывалось около 7,5 миллионов людей с умственной отсталостью. При этом лишь у 13 % из этого числа умственная отсталость достигла степени бо ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru