Полевые учебные центры представляют собой "пансионаты" на 50-100 человек, расположенные в живописных и удаленных от города уголках "дикой" природы. Во время проведения практикумов дети живут и учатся в этих центрах в течение 3-х — 7-и дней.
Собственно "учеба" заключается в самостоятельной исследовательской работе школьников в природе. Спектр изучаемых там проблем и собираемых учащимися данных зависит, во-первых, от сезона года, в который проходит практикум, во-вторых, — от географических особенностей места проведения, и, в-третьих, — от наличия преподавателей той или иной специализации.
Во время полевого экологического практикума школьники работают индивидуально или небольшими группами по 2-3 человека (бригадами): организуют наблюдения, эксперименты, отбирают пробы, проводят съемку местности и т.д. При этом общий спектр выполняемых исследовательских работ очень широк — от наблюдений за поведением птиц, до составления почвенных и геологических карт местности. Основные изучаемые предметы (области естественных наук) — география, ботаника, зоология, водная экология, экологический мониторинг.
Такие практикумы являются истинно экологическими, а не специализированно биологическими или географическими. При их проведении основной акцент делается не на изучение отдельных объектов природы (видов животных или растений, почв, минералов или рельефа), а на изучение целых экосистем с их сложными взаимосвязями или, по крайней мере, на изучение экологических групп видов.
Во время проведения практикумов школьные учителя выполняют только общие координирующие функции и практически не вмешиваются в учебный процесс. Непосредственное управление сбором и обработкой материала проводят сотрудники центров (tutors) — ученые-экологи и педагоги разных специальностей. По окончании практикумов после возвращения в школы или прямо в учебных центрах, школьники оформляют и защищают свои работы. В результате проведения открытых защит все учащиеся имеют возможность познакомиться с результатами, полученными их одноклассниками, не "зацикливаясь", таким образом, на "своей" проблеме.
Важное условие в общей идее организации таких практикумов, при этом, заключаются в том, что итоги выполнения исследовательского проекта заносятся в диплом (свидетельство об окончании школы).
В заключение отметим, что опыт и необходимость реализации данного подхода имеются и в нашей стране. Существующая в России сеть учреждений дополнительного образования эколого-биологического профиля (станций юннатов и эколого-биологических центров), а также богатейшие традиции в использовании "натуралистического" подхода в образовании, позволяют надеяться на успешность его полноценной реализации и в России.
Ассоциация "Экосистема": история создания и основные принципы деятельности.
В 1994 году в Москве группой молодых профессиональных экологов (биологов, географов) и педагогов — "выходцев" из биологического кружка Дарвиновского музея (кружка "ВООП") была создана общественная организация — Евроазиатская Ассоциация молодежных экологических объединений "Экосистема", известная в Москве в последние годы также как Московский полевой учебный Центр.
Во главу угла своей деятельности "Экосистема" поставила внедрение идеологии и подходов натуралистического экологического образования, сделав акцент на вовлечение детей и их объединений в конкретную исследовательскую и природоохранную работу с использованием методик и подходов краеведческой и полевой экспедиционной работы.
Полезная информация:
Физкультурно-оздоровительная работа в 10-11 классах
Проведение физкультурно-оздоровительной работы с учащимися 10-11 классов не утрачивает своего значения. Организация учебного процесса в старших классах характеризуется увеличением учебной нагрузки: наряду с учебными широко применяются факультативные занятия, возрастает сложность учебного материала. ...
Общие принципы физического воспитания
К общим принципам физического воспитания относятся принцип связи физического воспитания с трудовой и военной подготовкой; принцип всестороннего развития личности; принцип оздоровительной направленности физического воспитания. Принципом связи физического воспитания с трудовой и военной подготовкой с ...
Методы и приемы, с успехом применяемые в обучении иностранному языку
учеников начальной школы
Принимая во внимание цели обучения, главная из которых - научить общению на иностранном языке, а также поддерживать постоянный интерес к предмету, использовать методы и приемы учителей новаторов, учитель находится в постоянном поиске новых средств обучения, озабочен тем, как сделать урок интереснее ...