Смешение понятий, терминов и подходов к экологическому образованию привело, однако, к печальным последствиям — сторонники разных направлений не могут найти общего языка, несмотря на то, что радеют за общее дело — воспитание "экологически мыслящего" поколения людей.
Анализ направлений, групп, "школ" экологического образования в России за последние десять лет позволяет сделать вывод о расслоении экологического образования как минимум на 5 направлений:
1) "школьная экология",
2) "техническая (промышленная) экология",
3) "социально-политическая экология",
4) "игровая экология",
5) "полевая экология".
Данная классификация весьма условна и, поэтому, мы вправе говорить о различных "экологиях", только беря эти словосочетания в кавычки и подразумевая, что речь идет не об экологии, как науке, а о направлениях экологического образования.
Напомним кстати, что под термином "экология", в его классическом понимании, начиная с Геккеля и до недавних пор, мы понимали "науку о взаимоотношениях организмов друг с другом и со средой их обитания". В русском языке, начиная с середины 80-х годов понятия "экология", "экологический" приобрели иной, гораздо более широкий смысл. Этими словами стали обозначать всю область взаимоотношений человека с окружающей средой, начиная с глобальных "экологических" проблем и кончая проблемами здоровья населения. В результате стали появляться такие "ужасающие" слух профессионального эколога словосочетания, как "плохая экология", "хорошая экология", "экология души", "экология дома" и, даже, "экология классной комнаты".
Тем не менее, следует все-таки иметь в виду, что под экологией здесь и далее мы будем понимать науку, в которой основным объектом (предметом) изучения являются закономерности и проблемы взаимоотношений объектов природы (в том числе и человека) друг с другом и с окружающей средой. При этом мы постоянно будем иметь в виду, что термин экология все-таки обозначает некоторую область знаний, которая не может быть "плохой" или "хорошей", не может принадлежать той или иной территории, предмету или части человеческого тела или общества.
Возвращаясь к направлениям экологического образования, правильнее, таким образом, но в то же время длинно и "нескладно" было бы говорить: "направление экологического образования, использующееся, в основном, в средней школе", "направление экологического образования, использующее сведения о техногенной стороне взаимоотношений человечества с окружающей средой" и т.д.
Каждое из перечисленных выше направлений характеризуется различными подходами к образованию и воспитанию школьников, совершенно различным содержанием, формами работы и непосредственного общения с детьми. Кроме этого, каждое из направлений имеет своих авторов, свои средства распространения информации и свою аудиторию.
"Школьное" направление экологического образования базируется, в основном, на изучении общих экологических закономерностей и глобальных экологических проблем. При этом имеющаяся в распоряжении педагогов вспомогательная литература и учебники, составлены слишком "теоретически" и слишком "глобально". Это и понятно: не имея возможности учить на конкретных примерах и объектах, приходится обсуждать глобальные вопросы, объясняя их на пальцах. Сделать это намного проще на примере именно глобальных проблем.
Полезная информация:
Жанры публицистического стиля речи
Публицистический стиль представлен разнообразными жанрами, которые имеют разные задачи в процессе общения и функционируют в разных условиях. Так, к публицистическим жанрам относятся газетные политические информации, передовые статьи, заметки, фельетоны, памфлеты, лирико-публицистические статьи, а т ...
Сущность и условия оказания педагогической поддержки
Концептуальные представления о педагогической поддержке как норме педагогической деятельности формируются под воздействием идей и теоретических исследований, разрабатываемых в русле философской, педагогической и психологической антропологии. Генеральная идея об автономной и свободной сущности челов ...
Понятия теории управления
Управление - это процесс создания целенаправленного взаимодействия субъекта и объекта управления ради достижения социально значимых результатов. отношения управления - отношения, возникающие по поводу распределения и использования власти, по поводу информации, дисциплины, инициативы, собственности, ...