В настоящем исследовании впервые в отечественной педагогической науке столь сложный феномен, как профильное обучение в системе общего образования, рассмотрен системно и целостно. При этом обосновано и уточнено применительно к системе предпрофильной подготовки и профильного обучения содержание ряда научных терминов. Среди них – "предпрофильная подготовка", "портфолио учащегося", "индивидуальный учебный план", "сетевое сотрудничество образовательных учреждений", "введение профильного обучения", "распространение профильного обучения" и др.
Осуществлён комплексный анализ результатов федерального эксперимента по введению профильного обучения на старшей ступени общего образования. Наиболее существенный вывод, сделанный по результатам эксперимента, состоит в том, что основным условием введения профильного обучения является комплексность модернизационного процесса в общем образовании. Профильное обучение нельзя рассматривать как очередную "реформистскую кампанию" в образовании или как "универсальный рецепт" для решения всех или большинства проблем, постепенно назревших в старшей школе. Напротив, профильное обучение – лишь одно звено в цепи модернизационных изменений в средней общеобразовательной школе.
Как показывает практика, ведение профильного обучения становится одновременно катализатором и ядром серьёзных изменений в муниципальных и региональных (а в ином масштабе рассмотрения – и в федеральной) системах образования. Так, идущее сейчас возникновение "базовых школ", "школ-ресурсных центров", подключение к решению задач обучения старшеклассников структур вузов и техникумов, колледжей свидетельствует о становлении сетевого подхода в обучении и об одновременной трансформации, реструктуризации школьных сетей. Профильное обучение в своих перспективных организационно-педагогических формах (индивидуализация учебных планов школьников и сетевая организация обучения) требует нового экономического механизма работы школы, основа которого определяется в первую очередь, нормативно-подушевым финансированием, новой системой оплаты труда учителей и, во-вторых, и в последующей перспективе – новой организационно-правовой формой школы (автономное учреждение). Расширение индивидуализированного обучения старшеклассников, становление в каждой школе той или иной конкретной системы профильного обучения требует также обновления механизмов управления школой. Речь идет и о более активном вовлечении ученической (старшеклассники) и родительской общественности в выработку и реализацию конкретного проекта профильного обучения в рамках школы, и вовлечение в управление и организацию профильного обучения на "надшкольном" уровне (район и др.) представителей от работодателей, попечителей, вузовской общественности и др.
Таким образом, основная линия развития профильного обучения, заключающаяся в индивидуализации обучения на старшей ступени общего образования, органически связывает профильное обучение с общими приоритетными направлениями развития образования в стране. Профильное обучение выступает в качестве одного из конкретных ведущих направлений развития школы, интегрирующим в себе все основные позиции системной, институциональной модернизации общего образования – от изменения структуры образовательного стандарта до кардинального обновления экономических и управленческих механизмов функционирования школы.
Полезная информация:
Понятие, сущность и цели ОДИ
Обращаясь к рассмотрению ОДИ как пространству развития рефлексии необходимо определить понятие, цели и типологию ОДИ. ОДИ как средство и метод решения междисциплинарных и межпрофессиональных проблем была впервые подготовлена и проведена в 1979 году под руководством Г.П. Щедровицкого, который являет ...
Организация и проблемы в деятельности воспитательных домов в
Белоруссии в конце ХVII - ХIХ в.в
К концу ХVII - началу ХVIII в. в России и на Беларуси идея государственного призрения обездоленных детей стала приобретать конкретные формы. В результате петровских реформ появились государственные органы (приказы), которые частично взяли на себя призрение сирот. Возникшие значительно ранее (в конц ...
Отношение респондентов к образовательному процессу по физическому
воспитанию детей старшего дошкольного возраста
В целях изучения состояния физического воспитания детей дошкольных учреждений старшего возраста проведено социологическое исследование с 126 воспитателями, методистами детских садов и родителями.Рис.1 Образование воспитателей Стаж работы воспитателей Рис.1. Факторы определяющие состоянии физическог ...