Для того чтобы учащиеся могли мыслить критически необходимо, создать такую учебную среду, которая способствовала бы процессу мышления, поощряла осмысленные дискуссии, обмен идеями и точками зрения.
Одним из распространенных является коллективный способ учебной среды, который особенно актуален при развитии критичности мышления. Согласно теории Дьяченко в основу коллективного способа обучения (КСО) должны быть заложены следующие восемь принципов:
Завершенность: ученик имеет право переходить к изучению нового учебного материала, лишь прочно усвоив предыдущий;
Интернационализм: обучение должно происходить на языках, представители которых принимают участие в учебном процессе. При этом происходит взаимное проникновение культур на базе предметного изучения того или иного языка;
Дифференциальный подход: каждый из обучаемых может работать согласно своим возможностям и способностям;
Всеобщее сотрудничество и взаимопомощь: любой учащийся, прошедший процесс обучения, должен приобрести навыки сотрудничества с другими; уметь оказывать помощь и уметь получать ее;
Разновозрастность и разноуровневость: поскольку человек в жизни контактирует с людьми разного возраста и уровня, то это умение должно выработаться в учебном процессе;
Разделение учебного труда: с одной стороны, чем будет большее разнообразие изучаемых тем, тем богаче общество в целом; с другой стороны, значительно легче усвоить тот или иной учебный материал, когда до этого в нем уже разобрался твой товарищ;
Педагогизация населения: фактически любому человеку в своей жизни требуется кого-то учить, этому необходимо учиться в самом процессе обучения;
Безотлагательная и непрерывная передача знаний: знания, вырабатываемые обществом, должны немедленно становиться содержанием учебного процесса.
Рассмотрим один из коллективных способов создания среды для размышлений, которым является способ «обучения сообща».
«Обучение сообща»
Обучение сообща происходит, когда учащиеся работают вместе: либо парами, либо небольшими группами — над одной и той же проблемой, изучают одну и ту же тему или пытаются общими усилиями, на основе единого мнения, выдвинуть свежие идеи, комбинации или нововведения. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Процесс обучения сообща в большей степени приближен к реальной действительности, чем традиционное обучение так, как чаще всего принимаются решения в процессе общения в небольших группах, временных творческих коллективах. Эти решения принимаются как на основе компромисса, так и на основе выбора наиболее ценного мнения, выдвинутого кем-либо из группы.
Характеристики учебного пространства
Учебная среда для обучения сообща имеет определенные общие характеристики. Сюда входят:
Положительная взаимозависимость;
Индивидуальная отчетность;
Гетерогенный состав и распределение по группам;
Немонопольное руководство;
Непосредственное обучение социальным навыкам;
Наблюдение и вмешательство учителя;
Эффективная групповая работа.
Основные элементы «обучения сообща»
Положительная взаимосвязь.
Можно создать положительную взаимозависимость между учащимися путем постановки задач для совместного решения (запишите формулу на доске и попытайтесь, чтобы все остальные ее запомнили); выдачи общих призов (если все члены группы достигают вышеуказанного результата, каждый зарабатывает дополнительные очки); раздачи совместных ресурсов (группа получает один лист бумаги на всех или каждый член группы получает только часть информации, необходимой для решения той или иной задачи); распределения ролевых функций (один подводит итоги, другой поощряет остальных, третий прорабатывает детали).
Непосредственное поощряющее взаимодействие.
Полезная информация:
Характеристика толерантности
Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием «социализация», которое имеет междисциплинарный статус и широко используется в педагогике. Однако его содержание не является стабильным и однозначным. Толерантность является ключевым духовно-нравственным принципом гражданского общества. От у ...
Развёрнутый план занятия для детей младших групп по формированию
правильного звукопроизношения
Пример занятия. Программное содержание: учить детей различать на слух звучание различных предметов (игра "Угадай, что звучит"), ясно и отчетливо произносить звук [и] (упражнение "Лошадка"). Оборудование: ширма, барабан, звоночек, погремушка, игрушечная лошадка. Ход занятия: Восп ...
Психолого-педагогическая характеристика детей с общим
недоразвитием речи
В зависимости от тяжести речевого дефекта различают три уровня речевого развития, выделяемые на основе анализа степени сформированности различных компонентов языковой системы. Первый уровень характеризуется полным или почти полным отсутствием средств общения у детей с ОНР в том возрасте, когда у но ...