Для данного исследования были выбраны в качестве базовых следующие концептуальные положения, содержащиеся в указанных работах:
– управление образованием на любом уровне является системным, многофакторным процессом, требующим учёта как внутренней (в рамках образовательной системы), так и внешней (социально-экономической) ситуации;
– в управлении образовательной системой следует выделять две подсистемы, требующие различных управленческих подходов: управление функционированием и управление развитием данной системы (при этом введение ППП и ПО относится к управлению развитием образовательной системы);
– наиболее эффективным и современным подходом к организации управления образовательной системой является управление по результатам;
– оптимальным инструментом управления образовательной системой в современных условиях является целевая программа.
Некоторым аспектам управления образовательными системами, связанными с введением ППП и ПО, посвящены работы Т.П. Афанасьевой [34], Н.В. Немовой [323], И.Д. Чечель [594]. Однако явная недостаточность такого рода исследований в сочетании со специфичностью и комплексностью самого феномена управления введением ППП и ПО потребовали разработки дополнительных исследований в данной области (А.М. Моисеев, С.С. Кравцов).
Прежде всего потребовалось уточнить содержание управленческих терминов "введение" и "распространение" применительно к ПО. Введение профильного обучения – система мер и мероприятий, направленных на создание в системе образования того или иного масштаба первичных прецедентов практики ПО. Распространение профильного обучения – система мер и мероприятий, направленных на расширение в рамках данной системы образования имеющейся практики ППП и ПО, вплоть до полного охвата ею всех общеобразовательных учреждений системы, имеющих старшую ступень обучения.
На федеральном, региональном и муниципальном уровнях управления можно говорить как о введении, так и о распространении ПО; на школьном уровне – только о его введении.
Использующийся в различных документах термин "переход на профильное обучение" следует считать синонимом термина "введение и распространение профильного обучения". В ряде случаев, наряду с термином "введение профильного обучения", используется термин "широкомасштабное введение профильного обучения" [481]; этот последний следует считать синонимом термина "распространение профильного обучения".
Анализ практики 10 экспериментальных регионов по введению ППП и ПО показал, что основная сложность процесса введения профильного обучения заключается в новизне организационно-педагогического подхода, предложенного в "Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования", и в невозможности использовать в данном случае наработки в области "углублённого обучения", имеющиеся в практике отечественных школ с конца 1960-х гг., как (в большинстве случаев) и другой имеющийся опыт, не связанный с организационным уровнем индивидуализации обучения, сетевым сотрудничеством и компетентностным подходом в общем образовании. Введение ПО в его современном понимании сопряжено с привлечением принципиально новых ресурсов и образовательных технологий в систему образования (региональную, муниципальную, локальную). В этом сложность процесса введения ПО. Однако этот процесс облегчается тем, что, вводя ПО, можно опираться на несколько наиболее "сильных" и (или) инициативных районов, отдельных школ, обладающих достаточным кадровым потенциалом и другими ресурсами, а также сосредоточить ресурс "управленческого внимания" на этом небольшом числе образовательных учреждений.
Основная сложность процесса распространения ПО в том, что, напротив, требуется организация перехода на новые формы организации обучения всех, в том числе и "слабых", ресурсно необеспеченных, недостаточно готовых к этому школ. Кроме того, сама массовость процесса распространения неизбежно сказывается негативно на качестве результата. Однако процесс распространения, по сравнению с процессом введения, облегчен наличием уже имеющихся в регионе или районе первичных прецедентов соответствующей образовательной практики, т.е. опыта, на который можно опереться, подготовленных документов, специалистов, алгоритмов деятельности и т.д.
Как определено ведущими стратегическим документами в области введения ППП и ПО, после завершения эксперимента будет осуществляться повсеместный, охватывающий все субъекты РФ, и более массовый переход к введению ПО на старшей ступени общеобразовательной школы. При этом, как уже отмечалось в п. 3.1., в разных регионах переход на ПО должен проходить по мере готовности.
Полезная информация:
Появление техники батика в СССР
Первые попытки создания нового советского набивного рисунка были довольно робки и шли по пути введения элементов советской символики, таких как серп и молот, пятиконечная звезда и других, в традиционный растительный орнамент. Ткани с подобным рисунком были обычно неброски, с небольшим раппортом и г ...
Состояние объема и качества активного словаря
Исследование объема и качества словаря показало, что практически все дети, вошедшие в экспериментальную группу, не знают названий деревьев, на вопрос: "Что это?" отвечают просто "дерево", независимо от того, с каким именно деревом предъявлена картинка. Лишь 1 ребенок, эквивалент ...
Классификация учебных проектов по Коллингсу
Еще один разработчик метода проектов, американский профессор Коллингс предложил первую в мире классификацию учебных проектов. Проекты игр - различные игры, народные танцы, драматические постановки и т.п. Цель - участие детей в групповой деятельности. Экскурсионные проекты - целесообразное изучение ...