К основным принципам построения программ развития образования различного уровня можно отнести следующие.
1. Перспективность – учет перспектив развития образования в государстве и перспектив социально-экономического развития региона. В целях и планируемых действиях программы должны быть отражены не только сегодняшние, но и будущие требования к школе и изменения в условиях её деятельности. Иначе говоря, программа должна обладать способностью соответствовать изменяющимся требованиям и условиям, в которых она будет реализовываться.
2. Согласованность: осуществляемые мероприятия программы должны согласовываться со всеми заинтересованными сторонами – администрациями муниципальных районов, образовательных учреждений и т.д. Кроме того, программа должна обеспечивать не только полноту состава действий, необходимых для достижения поставленных целей, но и внутреннюю согласованность связей между ними.
3. Целевая направленность: реализация программ должна обеспечивать достижение конкретных целей (в том числе социальных, экономических, педагогических). Она не может быть только концептуальной и декларативной. В настоящее время существует тенденция определять цели в региональных программах в виде совокупности практических задач. Часто стратегия развития в регионах характеризуется завышенным уровнем поставленных задач – содержит большое количество целей, принципов, директив, которые представляются нечеткими, противоречивыми и амбициозными, если учитывать ограниченные ресурсы и приоритеты, заявленные в региональных программах. Тогда как программа должна обладать реалистичностью, т.е. способностью обеспечивать соответствие между желаемым и возможным, между планируемыми целями и необходимыми для их достижения средствами.
4. Инструментальность программы означает, что ее центральную часть должен занимать раздел, освещающий механизмы развития. В программе должен быть описан принцип устройства и характер действия каждого механизма.
Программа, разработанная с учётом принципов целевой направленности и инструментальности, обладает важным свойством операционально определять конечные и промежуточные цели (ожидаемые результаты), т.е. определять их таким образом, чтобы существовал способ проверки реально полученных результатов на их соответствие целям. Иными словами, такая программа становится технологичной.
5. Эффективность: реализация мероприятий программы должна обеспечивать достижение реального эффекта, решать проблемы качества образования, его доступности, справедливого распределения ресурсов. Определение эффектов – важнейшая проблема в разработке и реализации региональных программ. Эта проблема должна решаться путем определения контрольных показателей развития системы на конкретный период и создания целостной системы мониторинга программы. При этом программа должна обладать свойством определять такие цели и способы достижения, которые для данного комплекса решаемых проблем при имеющихся ресурсах позволяют получить максимально полезный результат. Кроме того, в аналитической части программы необходим анализ адресных инвестиционных мероприятий, реализация которых позволит решать проблемы введения и распространения профильного обучения с привлечением и без привлечения внебюджетных ресурсов.
6. Адаптивность: механизмы реализации региональной / муниципальной программы должны обеспечивать ее оперативную корректировку в связи с изменением конкретных условий. Кроме того, программа должна обладать свойством своевременно обнаруживать отклонения реального положения дел от предусмотренного программой, представляющие угрозы для достижения поставленных целей. Адаптивность программы тем выше, чем более она детализирована, т.е., чем меньше временные интервалы между соседними контрольными точками (промежуточными целями). Адаптивность должна быть достаточной для того, чтобы в случае изменения ситуации или сбоя координатор, принимающий решение, имел достаточное время на его выработку.
7. Специфичность – учет особенностей экономического и социально-политического, культурного развития конкретного региона. Так, программа не может "слепо" копировать цели документов более высокого уровня, например, цели "Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования" – в региональной программе введения профильного обучения или, например, цели региональной программы – в соответствующей муниципальной программе.
Недоучёт какого-либо из перечисленных принципов на этапе формирования программы может впоследствии приводить к тому, что либо желаемые результаты не будут получены вовсе, либо они будут получены в более поздние сроки и (или) с большими, чем предполагалось, затратами.
Полезная информация:
Психолого-педагогическая
характеристика детей с ЗПР
В отечественной коррекционной педагогике понятие "задержка психического развития" является психолого-педагогическим и характеризует прежде всего отставание в развитии психической деятельности ребёнка. Причиной такого отставания могут быть слабовыраженные органические поражения головного м ...
Принцип рекапитуляции Гренвилла Стэнли Холла
Гренвилл Стэнли Холл родился в феврале 1844 г. в небольшом городке Ашфидд, штат Массачусетс, в семье небогатых, но просвещенных и религиозных фермеров. Родители хотели, чтобы Холл связал свою жизнь с религией. В 1863 г., когда Холлу исполнилось 19 лет, он поступил в колледж Уильямса, решившись не б ...
Анализ современных подходов в преодолении нарушений
звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием
речи
В современных условиях развития общества совершенствование коррекционного воздействия, поиск новых подходов в преодолении нарушений звукопроизношения у детей общим недоразвитием речи является особенно актуальным. Появление современных коррекционно-развивающих технологий не отвергает использование т ...