В Томской области региональная программа введения и распространения профильного обучения строится на принципе открытости, что обеспечивает свободный вход и выход образовательных учреждений, самостоятельное определение целей, задач, предмета, объекта и результатов опытно-экспериментальной работы. Программа имеет модульную структуру, включающая два блока: управленческий и педагогический. Модули, составляющие управленческий блок, соответствуют логике проектной модели (модуль 1: "Выявление инициативных групп по введению профильного обучения, организация их научно-методической поддержки"; модуль 2: "Разработка нормативно-правовой базы и региональных проектов, направленных на реализацию целей Программы" и т.д., всего – 8 модулей).
Управление программой введения и распространения профильного обучения на основе проектной модели требует максимально широкого привлечения государственно-общественных и общественных структур. Так, в г. Красноярске в качестве одного из важнейших механизмов управления переходом на профильное обучение рассматривается формирование действенных, постоянных обратных связей между производителями и потребителями. Учет интересов, потребностей местного сообщества (бизнес-структур, предпринимателей, родителей, социальной сферы и т.д.) предполагается осуществлять через специально-организованную работу с городским советом попечителей, городским советом родителей, школьников, управляющими советами и другими общественными структурами, которые были созданы в системе управления образованием в течение пяти последних лет. Разворачиванию государственно-общественного характера управления введением и распространением профильного обучения способствует в том числе и реализация Концепции развития попечительства в г. Красноярске. Активно осуществляется поиск действенных и эффективных инструментов обратной связи: переговорных площадок, специальных исследований социальной и экономической эффективности образования и мероприятий по его развитию и др.
Проектная модель введения и распространения профильного обучения предусматривает существенно более активное использование горизонтальных связей между объектами управления. Эти связи носят по преимуществу информационный и координационный характер, их основная цель – создание единого информационного пространства обмена инновационными наработками и практическим опытом в области профильного обучения.
Комбинированная (смешанная) модель. На практике наиболее характерной является ситуация смешения различных моделей. Например, мероприятия целевой программы формулируются в традициях административного (оперативного) управления или же, наоборот, классическая целевая программа именуется "проектом". В принципе, в ряде случаев комбинирование различных управленческих моделей в рамках одного региона вполне оправданный управленческий шаг, особенно когда этот регион внутренне неоднороден по целому спектру критериев (обеспеченность населения, плотность сельского населения, квалификация педагогических кадров и т.д.), как, например, Дальний Восток России. Однако это комбинирование может быть эффективным лишь тогда, когда оно является не стихийно сложившейся "мозаикой" из разных подходов, а вполне осознанным управленческим шагом. Это положение можно раскрыть на следующей схеме: например, в определённом субъекте федерации в муниципальных районах А, Б и В используется проектная модель введения и распространения профильного обучения, наиболее соответствующая особенностям данных районов, в то время как в остальных муниципальных районах того же субъекта, обладающих иными особенностями, используется программно-целевая модель управления.
Особенности двух представленных моделей введения предпрофильной подготовки и профильного обучения сопоставлены в таблице 18.
Таблица 18 Сравнительная характеристика программно-целевой и проектной моделей введения и распространения профильного обучения
Критерии |
Программно-целевая модель |
Проектная модель |
Цель управления |
Создание условий для трансформации образовательной практики в русле имеющихся наработок в области профильного обучения |
Создание условий для поддержки и трансляции (в рамках региона) инновационных прецедентов образовательной практики на основе имеющихся методологических наработок в области профильного обучения |
Оптимальный тип управляющего документа (Программы введения и распространения профильного обучения) |
Программа-план (совокупность видов работ — "мероприятий" — и их последовательность во времени с планируемыми конкретными результатами) |
Программа-проект (общая диспозиция деятельности с проектируемыми социальными последствиями в масштабах региона / района) |
Оптимальная структура управляющего документа (Программы введения и распространения профильного обучения) |
Сквозная (последовательная) |
Модульная (параллельная) |
Типичные коллегиальные органы управления, создаваемые для управления процессом введения профильного обучения |
Межведомственный отдел при органе управления образованием, включающий специалистов по разным направлениям, отвечающим за распространение профильного обучения |
Региональный (муниципальный) общественный Координационный совет по профильному обучению, включающий представителей муниципальных органов управления образованием и/или школ, других участников образовательных сетей профильного обучения |
Основные формы и механизмы кадрового обеспечения введения и распространения профильного обучения |
Курсовая подготовка педагогов и администраторов школ, внедряющих профильное обучение, на основе региональных ИПК |
Рефлексивные семинары по обмену опытом педагогов и администрации школ, внедряющих профильное обучение |
Тип среды, который формируется в образовательном пространстве региона / района |
Среда мотивационной востребованности |
Проблемно-развивающая среда |
Принципы отбора образовательных учреждений-участников |
Отборочный принцип Обязательность участия |
Добровольность Свобода входа и выхода |
Для чего могут использоваться элементы другой модели распространения и введения профильного обучения (дополнительно к основной) |
Для проектирования муниципальных образовательных сетей |
Для трансляции опыта, накопленного в инновационных (пилотных) образовательных учреждениях |
Типы документов, на основе которых строится региональная модель профильного обучения |
Концептуальные (например, "Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования"), нормативно-рамочные (БУП и др.), примерно-типовые документы-прототипы |
Концептуальные (например, "Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования") и рамочные (БУП и др.) |
Полезная информация:
Теория человеческой мотивации
Большинство людей мотивировано в своем поведении не самоактуализацией, а мотивами более низкого уровня, описываемыми в рамках традиционных подходов. Это противоречие Маслоу разрешает в своей иерархической теории мотивации, которая была опубликована впервые раньше, чем исследование самоактуализирующ ...
Уникальность и значение детства как возрастного периода жизни
человека
По Конвенции о правах ребенка, часть 1, статья 1, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто ве ...
Особенности проявления нарушений в письменной речи у детей воспитывающихся
в детских домах и у детей общеобразовательных школ
Освоение окружающего мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение со взрослыми. Важнейшими факторами развития речи, в том числе и обогащения словаря, выступают неречевая деятельность ...