Модели введения и распространения профильного обучения

Образование и воспитание » Профильное обучение в Российской Федерации » Модели введения и распространения профильного обучения

Страница 6

В Томской области региональная программа введения и распространения профильного обучения строится на принципе открытости, что обеспечивает свободный вход и выход образовательных учреждений, самостоятельное определение целей, задач, предмета, объекта и результатов опытно-экспериментальной работы. Программа имеет модульную структуру, включающая два блока: управленческий и педагогический. Модули, составляющие управленческий блок, соответствуют логике проектной модели (модуль 1: "Выявление инициативных групп по введению профильного обучения, организация их научно-методической поддержки"; модуль 2: "Разработка нормативно-правовой базы и региональных проектов, направленных на реализацию целей Программы" и т.д., всего – 8 модулей).

Управление программой введения и распространения профильного обучения на основе проектной модели требует максимально широкого привлечения государственно-общественных и общественных структур. Так, в г. Красноярске в качестве одного из важнейших механизмов управления переходом на профильное обучение рассматривается формирование действенных, постоянных обратных связей между производителями и потребителями. Учет интересов, потребностей местного сообщества (бизнес-структур, предпринимателей, родителей, социальной сферы и т.д.) предполагается осуществлять через специально-организованную работу с городским советом попечителей, городским советом родителей, школьников, управляющими советами и другими общественными структурами, которые были созданы в системе управления образованием в течение пяти последних лет. Разворачиванию государственно-общественного характера управления введением и распространением профильного обучения способствует в том числе и реализация Концепции развития попечительства в г. Красноярске. Активно осуществляется поиск действенных и эффективных инструментов обратной связи: переговорных площадок, специальных исследований социальной и экономической эффективности образования и мероприятий по его развитию и др.

Проектная модель введения и распространения профильного обучения предусматривает существенно более активное использование горизонтальных связей между объектами управления. Эти связи носят по преимуществу информационный и координационный характер, их основная цель – создание единого информационного пространства обмена инновационными наработками и практическим опытом в области профильного обучения.

Комбинированная (смешанная) модель. На практике наиболее характерной является ситуация смешения различных моделей. Например, мероприятия целевой программы формулируются в традициях административного (оперативного) управления или же, наоборот, классическая целевая программа именуется "проектом". В принципе, в ряде случаев комбинирование различных управленческих моделей в рамках одного региона вполне оправданный управленческий шаг, особенно когда этот регион внутренне неоднороден по целому спектру критериев (обеспеченность населения, плотность сельского населения, квалификация педагогических кадров и т.д.), как, например, Дальний Восток России. Однако это комбинирование может быть эффективным лишь тогда, когда оно является не стихийно сложившейся "мозаикой" из разных подходов, а вполне осознанным управленческим шагом. Это положение можно раскрыть на следующей схеме: например, в определённом субъекте федерации в муниципальных районах А, Б и В используется проектная модель введения и распространения профильного обучения, наиболее соответствующая особенностям данных районов, в то время как в остальных муниципальных районах того же субъекта, обладающих иными особенностями, используется программно-целевая модель управления.

Особенности двух представленных моделей введения предпрофильной подготовки и профильного обучения сопоставлены в таблице 18.

Таблица 18 Сравнительная характеристика программно-целевой и проектной моделей введения и распространения профильного обучения

Критерии

Программно-целевая модель

Проектная модель

Цель управления

Создание условий для трансформации образовательной практики в русле имеющихся наработок в области профильного обучения

Создание условий для поддержки и трансляции (в рамках региона) инновационных прецедентов образовательной практики на основе имеющихся методологических наработок в области профильного обучения

Оптимальный тип управляющего документа (Программы введения и распространения профильного обучения)

Программа-план (совокупность видов работ — "мероприятий" — и их последовательность во времени с планируемыми конкретными результатами)

Программа-проект (общая диспозиция деятельности с проектируемыми социальными последствиями в масштабах региона / района)

Оптимальная структура управляющего документа (Программы введения и распространения профильного обучения)

Сквозная (последовательная)

Модульная

(параллельная)

Типичные коллегиальные органы управления, создаваемые для управления процессом введения профильного обучения

Межведомственный отдел при органе управления образованием, включающий специалистов по разным направлениям, отвечающим за распространение профильного обучения

Региональный (муниципальный) общественный Координационный совет по профильному обучению, включающий представителей муниципальных органов управления образованием и/или школ, других участников образовательных сетей профильного обучения

Основные формы и механизмы кадрового обеспечения введения и распространения профильного обучения

Курсовая подготовка педагогов и администраторов школ, внедряющих профильное обучение, на основе региональных ИПК

Рефлексивные семинары по обмену опытом педагогов и администрации школ, внедряющих профильное обучение

Тип среды, который формируется в образовательном пространстве региона / района

Среда мотивационной востребованности

Проблемно-развивающая среда

Принципы отбора образовательных учреждений-участников

Отборочный принцип

Обязательность участия

Добровольность

Свобода входа и выхода

Для чего могут использоваться элементы другой модели распространения и введения профильного обучения (дополнительно к основной)

Для проектирования муниципальных образовательных сетей

Для трансляции опыта, накопленного в инновационных (пилотных) образовательных учреждениях

Типы документов, на основе которых строится региональная модель профильного обучения

Концептуальные (например, "Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования"), нормативно-рамочные (БУП и др.), примерно-типовые документы-прототипы

Концептуальные (например, "Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования") и рамочные (БУП и др.)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезная информация:

Теория человеческой мотивации
Большинство людей мотивировано в своем поведении не самоактуализацией, а мотивами более низкого уровня, описываемыми в рамках традиционных подходов. Это противоречие Маслоу разрешает в своей иерархической теории мотивации, которая была опубликована впервые раньше, чем исследование самоактуализирующ ...

Уникальность и значение детства как возрастного периода жизни человека
По Конвенции о правах ребенка, часть 1, статья 1, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто ве ...

Особенности проявления нарушений в письменной речи у детей воспитывающихся в детских домах и у детей общеобразовательных школ
Освоение окружающего мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение со взрослыми. Важнейшими факторами развития речи, в том числе и обогащения словаря, выступают неречевая деятельность ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru