Сетевое взаимодействие образовательных учреждений

Образование и воспитание » Профильное обучение в Российской Федерации » Сетевое взаимодействие образовательных учреждений

Страница 5

5) в сети партнеры имеют собственные риски, но ресурс и инфраструктура у них общие. (В иерархии риски объединены и стянуты "кверху", а ресурсы могут быть и разделены, но всегда путем централизованного распределения. В рыночных условиях, напротив, каждый субъект использует собственные ресурсы и действует на свой страх и риск).

А.Ф. Мазник в своём диссертационном исследовании перечисляет условия организации эффективного сетевого взаимодействия образовательных учреждений: совместная заинтересованность партнеров в достижении конечных результатов сотрудничества; равноправный и долговременный характер отношений между партнерами; совместное использование ресурсов партнерами. Проведённое нами исследование позволило несколько расширить круг условий эффективности сетевого взаимодействия образовательных учреждений в системе ПО и включить в него следующие условия:

– возможность осуществления перемещений учащихся и (или) учителей образовательных учреждений (организаций), входящих в сеть;

– наличие в сети различных учреждений и организаций, предоставляющих учащимся действительную возможность выбора, обеспечивающих максимальное удовлетворение образовательных потребностей учащихся старших классов;

– экономическая эффективность сетевого взаимодействия. (Важно иметь в виду, что при объединении учеников из различных школ для изучения предметов на базовом, профильном уровне, элективных курсов, общие объемы финансирования образовательных учреждений могут быть более эффективно распределены. При этом следует соотносить экономию фонда оплаты труда с затратами на перемещение учеников и учителей внутри сети, а также с планируемыми изменениями качества образования, с социальной ситуацией в территории);

– возможность организации зачета результатов по учебным курсам и образовательным программам, освоенных обучающимися в учреждениях (организациях) – участниках сетевого взаимодействия.

Сущностные характеристики сетевой организации определяют принципы ее проектирования.

1. Принцип демократизации управления образовательной сетью. Базовым условием сетевой организации образования становится переход от повсеместно распространённого административного руководства к иным видам управленческой деятельности (курирование, сопровождение, консультирование, согласование индивидуальных и сетевых интересов и возможностей), т.е. переход от руководства к сервису. Индивидуальная образовательная программа невозможна и неуместна в условиях административного контроля. Для того чтобы формировать условия реализации ИОП, необходимо осваивать новые средства и инструменты педагогических, образовательных, учебных работ. Практика убедительно показывает, что средства и способы (стандарты, процедуры, регламентации, технологии и пр.), используемые для сетевой организации являются весомой и во многом, определяющей частью содержания сетевого образования.

2. Принцип соответствия, соблюдение которого обусловливает согласование модели организации с моделью ПО. Как уже отмечалось в п. 2.3., любой вариант построения индивидуальной образовательной траектории допустим, если он результативен в рамках заданных и потребляемых стандартных (стандартизованных) результатов. Если какой-то вариант, сценарий движения ученика в рамках его ИОП не "схватывается" существующей моделью сетевого ПО, но является продуктивным для учащегося, значит, модель может быть достроена с учётом появления новых успешных индивидуальных решений (вплоть до новых стандартов). Разработка такого рода индивидуальных проектов есть механизм развития сети как института.

3. Принцип регионализации, соблюдение которого обеспечивает учет особенностей образовательного пространства, экономических и культурных факторов развития региона/муниципального района при построении образовательной сети.

4. Принцип ресурсного обеспечения, соблюдение которого требует достаточного финансирования проектируемых организационных структур, их кадрового и материально-технического обеспечения (речь идёт в том числе и об эффективном привлечении внебюджетных средств).

5. Принцип целостности, соблюдение которого детерминирует разработку единой нормативно-правовой и нормативно-организационной базы учреждений – участников каждой конкретной сети ПО. При этом правовые и организационные базы разных образовательных сетей могут существенно отличаться друг от друга даже в рамках одного муниципального района.

Отметим, что данные принципы не являются специфичными для сетей ПО.

Известны различные подходы к выделению типов образовательных сетей. Так, по типам организационного оформления сетевого взаимодействия могут быть выделены:

– спонтанные, не структурированные связи в едином ценностно-смысловом поле (сообщества, ассоциации);

– внутренние сети, имеющие как иерархические, так и горизонтальные связи (например, сети типа "вуз – колледж – школа" или "вуз – группа школ");

– динамические сети, возникающие усилиями некоторого "системного интегратора", держащиеся на договорных началах и решающие конкретные задачи (например, муниципальные сети профильного обучения).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Полезная информация:

Особенности распознавания семантически далеких значений
Следующая группа заданий была направлена на исследование распознавания семантически далеких значений. С заданиями данной группы большинство детей как экспериментальной, так и контрольной группы справились хорошо за исключением группы слов "трамвай, метро, дворник". Затруднения вызывало то ...

Актальные проблемы школьного физческого воспитания
Предметом исследования является совершенствование физического воспитания девушек старших классов средних общеобразовательных школ, проживающих на территории юга Кыргызской Республики. Результаты исследований должны найти свое отражение в программно-нормативных документах, регламентирующих процесс ф ...

Функции директора и завучей школы
Первостепенная роль в управлении учебно-воспитательным процессом принадлежит директору школы, как правило, имеющему опыт педагогической работы не менее трех лет, положительно зарекомендовавшему себя на учительской должности и обладающему необходимыми организаторскими способностями. В самом общем ви ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru