Учебный процесс в высшей школе – это сложная система организации, управления и развития познавательной деятельности студентов, это процесс многостороннего формирования специалиста высшей квалификации. Учебный процесс функционирует как единое целое в составе определяющих его сущность элементов и вследствие этого является результативным.
Процесс обучения реализуется через конкретные формы его организации.
К организационным формам обучения, которые одновременно являются способами непрерывного управления познавательной деятельностью студентов, относят:
- лекции;
- семинары;,
- коллоквиумы;
- лабораторные работы;
- практикумы;
- самостоятельную работу;
- научно-исследовательскую работу студентов;
- производственную;
- педагогическую;
- дипломную практики и др.
Среди перечисленных форм работы в вузе важнейшая роль отводится аудиторным занятиям: лекциям, семинарским и лабораторным занятиям.
Учебный процесс в вузе слагается из деятельности педагога – преподавания учебной дисциплины и деятельности студента – учения. Чтобы осуществлять этот процесс, необходимо его организовать.
На каждом этапе обучения решаются как общие (т.е., на решение которых направлен весь процесс обучения), так и специфические задачи (т.е., что доминируют в конкретном этапе этого процесса). В зависимости от доминирующих целей и особенностей усвоения знаний, умений и навыков выделяются следующие этапы процесса обучения:
- формирование новых знаний;
- закрепление и совершенствование знаний;
- формирование умений и навыков;
- применение знаний на практике;
- повторение;
- систематизация знаний;
- контроль усвоения знаний, умений и навыков.
Те или иные этапы, а чаще всего их совокупность лежат в основе конструируемых форм организации обучения.
Учение истолковывается как саморазвитие личности на основе собственной образовательной инициативы. Обучение же выступает как «механизм», поддерживающий данный процесс на уровне его стимулирования, выявления и предъявления студентам его наиболее значимых направлений, его текущей и итоговой диагностики, сопутствующей корректировки, оптимизации с точки зрения средств и способов достижения образовательного результата.
Полезная информация:
Содержание, условия и этапы развития речи с помощью театрально-игровой
деятельности
Изучив проблему развития речи дошкольников, проанализировав научно-педагогическую литературу по этой проблеме и поставив перед собой рабочую гипотезу, мы поставили целью исследования – выявить уровень влияния использования театрально-игровой деятельности на развитие речи детей старшего дошкольного ...
Взаимодействие семьи и школы как необходимое условие
эффективности образовательного процесса
Важную роль в процессе формирования коллектива класса оказывает взаимодействие семьи и школы. Семья вместе со школой создаёт тот важнейший комплекс факторов и условий воспитывающей среды, который определяет эффективность всего образовательного процесса. Если школа сделает родителей своими союзникам ...
Понятие о лексической сочетаемости слов
При выборе слова следует учитывать не только его значение, но и лексическую сочетаемость. Далеко не все слова могут сочетаться друг с другом. Границы лексической сочетаемости определяются семантикой слов, их стилистической принадлежностью, эмоциональной окраской, грамматическими свойствами, фразеол ...