б) масштаб образовательного пространства профильного обучения – по данному признаку также можно выделить три модели (профильное обучение на основе одной школы; профильное обучение в масштабах муниципальной образовательной сети; профильное обучение неограниченного масштаба на основе дистанционных механизмов).
Таким образом, типология основных моделей профильного обучения может быть представлена в виде двухмерной матрицы, как это показано в таблице 12.
Таблица 12 Типология моделей профильного обучения
Основные модели профильного обучения |
Модель организации образовательного пространства | |||
Автономная школа |
Муниципальная сеть ПО |
ПО с элементами дистанционного обучения | ||
Модель построения содержания профильного обучения |
Универсальный профиль |
Модель 1 (УА) |
Модель 4 (УС) нецелесообразна |
Модель 7 (УД) целесообразна в особых ситуациях |
Набор примерных профилей |
Модель 2 (ПА) |
Модель 5 (ПС) |
Модель 8 (ПД) | |
Индивидуальный учебный план |
Модель 3 (ИА) |
Модель 6 (ИС) |
Модель 9 (ИД) |
По таблице 12 видно, что теоретически может существовать девять различных организационных моделей профильного обучения (не считая разновидностей, комбинированных и в ряде случаев переходных типов).
Модель 1 – автономная школа, реализующая "универсальный профиль" обучения. Модель в целом соответствует традиционной общеобразовательной школе, однако может быть существенно дополнена набором элективов, реализующих профориентационную, репетиционную и ряд других специфических функций профильного обучения.
Модель 2 – автономная школа, реализующая один или несколько примерных профилей на основе набора, предложенного в БУП. В наибольшей степени соответствует распространённым ныне моделям специализированной школы, школы с углублённым изучением отдельных предметов, многопрофильной гимназии и т.п. Данная модель характеризуется риском вырождения профильного обучения в углублённое и может рассматриваться как временный этап того или иного образовательного учреждения на пути к реализации более "сильных" моделей.
Модель 3 – автономная школа, реализующая ИУП. Это одна из наиболее "сильных" моделей профильного обучения, характеризующаяся высокой вариативностью образовательного процесса, максимальной индивидуализацией, относительно полным учётом образовательного заказа. Однако эта модель одновременно и наиболее сложная в реализации, поскольку требует сосредоточения в одной школе солидных материально-технических, кадровых, учебно-методических и других ресурсов, достаточных для самостоятельной реализации большого набора профильных и элективных курсов. Сегодня это под силу лишь единичным, наиболее продвинутым российским школам.
Модель 4 – "универсальный профиль", реализуемый муниципальной сетью профильного обучения, на практике оказывается нецелесообразным. Данный профиль может реализовываться муниципальной сетью наряду с другими примерными профилями обучения в рамках следующей модели.
Модель 5 – реализация набора примерных профилей обучения муниципальной сетью. Это ещё одна "сильная" модель профильного обучения, позволяющая объединить ресурсы школ (а также и других типов образовательных учреждений – УНПО, УСПО, вузов, УДО) для реализации нескольких, а в идеальном случае – всех обозначенных в БУП примерных профилей, востребованных региональным образовательным заказом.
Модель 6 – работа муниципальной сети по ИУП. Эта комбинация двух "сильных" моделей (третьей и пятой) – позволяет не только максимально полно учесть требования образовательного заказа со стороны экономических структур района (региона), но и предельно индивидуализировать образовательный процесс. Набор возможных индивидуальных образовательных траекторий учащихся становится здесь чрезвычайно разнообразным за счёт большого набора элективных курсов, форм проектно-исследовательской деятельности, социальных практик и др., предлагаемых всеми учреждениями и организациями, входящими в муниципальную сеть профильного обучения.
Модель 7 – реализация "универсального профиля" посредством дистанционного обучения – может быть оправдана в таких особых случаях, как обучение детей-инвалидов или детей, территориально удалённых от любых общеобразовательных учреждений (например, выехавших с родителями за рубеж на длительный срок).
Полезная информация:
Педагогическая технология развития критического мышления
через чтение и письмо
Сейчас общество находимся на новом этапе своего развития. Информационный бум, формирование рыночных отношений в мире труда, сложные экономические условия требуют подготовки человека к активному самостоятельному решению многих жизненных вопросов, в том числе выбор образовательной траектории. Для тог ...
Анкетирование как метод исследования эффективности форм и приемов обучения
Методы и приемы обучения зависят не только от мастерства учителя, но и от заинтересованности учеников в обучении. Одним из методов исследований эффективности форм и приемов обучения являлось анкетирование детей СОШ №30 города Семей с целью выявления отношения опрашиваемых к иностранному языку. Опро ...
Многообразие экологического воспитания
Характерно, что природа в деятельности школьников выпускает разносторонне, требуя проявления соответствующих разносторонних способностей, так, она оказывается объектом заботы и труда, когда учащийся преобразует и охраняет ее; объектом и предметом целенаправленного познания, когда они изучают ее зак ...