Индивидуальный учебный план

Страница 1

Проблему индивидуализации образовательного процесса нельзя отнести к числу традиционных и хорошо разработанных в отечественной педагогической науке. Анализ источников показывает, что феномен индивидуализации обучения может рассматриваться на двух различных уровнях: личностном (как особое требование к профессионально-личностной характеристике учителя в рамках классно-урочной системы) и организационном (как взаимосвязанные процессы изменения организационных форм процесса обучения и диверсификации содержания образования).

Длительное время индивидуальный подход в обучении и воспитании рассматривался исключительно как проявление индивидуального мастерства учителя, основанного на его педагогическом опыте. Подобные взгляды были характерны для отечественной педагогической теории и практики вплоть до середины 1930-х гг. Однако далее, до начала 1990-х гг. советская педагогика ориентировалась в основном на массовые (реже – на групповые) формы обучения. В связи с этим индивидуализация учебного процесса долгие годы рассматривалась исключительно на личностном уровне. Теоретическая и практическая разработка индивидуального подхода сводилась в этот период к тому, что уточнялся и расширялся спектр индивидуальных особенностей учащегося, которые должен учитывать педагог. При этом в сопоставлении с дореволюционным периодом, изменилась сама цель индивидуализации обучения (от содействия индивидуальному развитию каждого ученика в начале ХХ в. – к тщательно выверенному авторитарному воздействию, начиная с 1930-х гг. и далее).

В Уставе средней общеобразовательной школы, принятом в 1970 г., содержится указание на индивидуальный подход к ученику как на одну из основных обязанностей учителя , при этом остаётся неясным не только способ действий учителя по реализации индивидуального подхода, но и теряется понимание целей и педагогического назначения изучения индивидуальных особенностей учащихся: из контекста цитированного документа представляется, что это последнее есть самоцель. В данном случае "личностный вектор" трактовки индивидуализации обучения достигает своего максимума, а саму эту трактовку можно представить следующим образом: "Качество работы учителя, компетентного в индивидуальных особенностях своих учащихся, заведомо выше".

В конце 1980-х – начале 1990-х гг. начинает прорабатываться деятельностный аспект индивидуального подхода. Так, в "Российской педагогической энциклопедии" (1993) отмечалось, что "средствами индивидуализации обучения могут выступать индивидуальные и групповые задания. При групповой работе… создаются условия для… оказания помощи каждому ученику. Учащиеся класса (группы) делятся на несколько подгрупп с учётом уровня обучения, склонностей и т.д. Учебные задания выполняются всеми учащимися в рамках изучаемой темы, но этапы работы, способы действий, мера помощи различны. Индивидуальная работа позволяет дифференцировать содержание, степень трудности учебных заданий, способы действий и пр., создаёт благоприятные условия для формирования индивидуального стиля деятельности. Для организации индивидуальной работы учащихся применяются карточки-задания, тетради на печатной основе… доклады, рефераты и т.д. … В процессе урока учитель, допуская различный темп проработки материала, к моменту завершения работы над темой должен обеспечить усвоение знаний, формирование умений и навыков всеми школьниками". Как видим, индивидуализация обучения по-прежнему ограничивается рамками классно-урочной формы обучения, с одной стороны, и действиями отдельного учителя – с другой. Однако намечены определённые подходы к пониманию индивидуализации обучения на ином, организационном уровне.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Рекомендации по технологии обучения младших школьников написанию сочинения
Результатом проделанной работы могут стать различного вида рекомендации по написанию сочинений как способа развития творческого воображения младших школьников. Интересен прием под названием «Обучение детей вариативности в раскрытии темы сочинения». Исследование методической литературы позволяет обо ...

Теоретические исследования по проблематике профильного обучения
Проблемы профильного обучения традиционно разрабатывались в советской педагогической науке в контексте проблемы дифференциации обучения и воспитания. На первом этапе, в 1920-е гг., разрабатывались аспекты не столько профильной, сколько уровневой дифференциации обучения, предполагающей определение & ...

Функции, задача и виды оздоровительного семейного досуга
В качестве функций оздоровительного семейного досуга мы выдели следующие: 1. воспитание интереса к физической культуре и спорту. При решении данной задачи значимую роль играет стремление ребенка к личным достижениям в области физического совершенствования. К старшему дошкольному возрасту ребенок на ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru