Таким образом, "профильное обучение" – это не традиционные для массового педагогического сознания "гуманитарный профиль", "экономический профиль" и т.п., или же в общем случае – школа, "спрофилированная на вуз", а нечто совсем иное – "обучение на основе индивидуальных образовательных профилей", основным организационным механизмом которого выступает ИУП. В данном случае механизмом реализации гибкой системы профильного обучения является возможность выбора учащимся многообразных образовательных программ, т.е. отсутствием ограничений в выборе различных наборов базовых общеобразовательных, профильных учебных предметов и элективных курсов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию.
Введение ИУП как одной из организационных форм ПО осуществляется на основании письма Департамента общего и дошкольного образования Минобразования РФ "Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся".
В нашем исследовании мы опирались на следующие принятые нами определения понятий, связанных с индивидуализацией обучения.
Индивидуализация обучения – "организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика".
Индивидуальная образовательная траектория – "педагогически проектируемый оптимальный путь решения его индивидуальных образовательных задач" с помощью ресурсов школы или образовательной сети.
Индивидуальная образовательная программа (индивидуальный маршрут) – нормативно-управленческий документ, позволяющий реализовать принцип личностно-ориентированного образовательного процесса путем создания условий для индивидуального обучения, цель которого – получение индивидуального среднего образования на выбранном уровне в соответствии с образовательными стандартами.
Индивидуальный учебный план – индивидуальный, логически связный набор учебных курсов различных уровней (базовых, профильных, элективных), проектно-исследовательских и творческих работ, социальных практик и т.п., выбранных для освоения обучающимся из учебного плана общеобразовательного учреждения, составленного на основе федерального БУП. В рамках сетевого взаимодействия образовательных учреждений (организаций) при составлении ИУП возможно использование учебных предметов (курсов) нескольких образовательных учреждений (организаций).
Предметная группа (группа по предмету) – учебная группа, образующаяся путем выбора школьниками любого учебного курса.
Сессия по коррекции индивидуального учебного плана – общее собрание потока старшеклассников, на котором обсуждаются основания построения индивидуальных образовательных программ и индивидуальных учебных планов.
Школа, которая ориентируется на индивидуализацию образования старшеклассников, в том числе в системе ПО, должна решать следующие две основные задачи:
– выстраивание работы (мероприятия, процедуры, технологии) обеспечивающей формирование и сопровождение индивидуальной образовательной программы (ИОП);
– создание насыщенного учебного пространства, которое обеспечивает школьнику реализацию его ИУП.
В то же время связка "ИОП – ИУП", необходимая в системе ПО, в общем случае не является жёсткой и однозначной. Школа, которая предоставляет каждому школьнику возможность иметь ИУП, способствующий достижения собственных целей обучающегося, позволяет сконцентрироваться на отдельной учебной области. Но лишь школа, которая организует соотнесение ИУП с будущим старшеклассника (включая получение им профессионального образования и последующую профессиональную деятельность), обеспечивает старшеклассника полноценной ИОП, выполняющей, помимо организационной и содержательной, ещё и прогностическую функцию (ИОП как "программа движения к будущему", как система представлений старшеклассника о его будущем и способах его достижения).
Полезная информация:
Методика работы над театральными этюдами
Этюд – это небольшой отрезок сценической жизни, созданный воображением. Если за этюдом стоят живые наблюдения, но в нем нет процесса рождения, развития и завершения факта, то это не этюд. Этюд – событийный эпизод, как и всякий жизненный факт, возник, развился, исчерпался. Это своеобразная формула ж ...
Особенности использования компьютерных средств обучения
К концу 20-го века роль знания во всем мире невероятно возросла. Уровень владения знанием, или, более обобщенно, информацией начинает определять политический и хозяйственный статус государств. А для успешной работы в таких условиях государствам нужны люди – высококвалифицированные специалисты, отве ...
Цель, задачи, организация и методика исследования нарушений речи
В процессе исследования была выделена следующая цель: исследование особенностей речевой патологии у детей детских домов и детей, обучающихся в общеобразовательной школе. Для достижения этой цели в процессе исследования решались следующие задачи: 1. Изучение логопедической, психологической, психолин ...