В качестве функций оздоровительного семейного досуга мы выдели следующие:
1. воспитание интереса к физической культуре и спорту. При решении данной задачи значимую роль играет стремление ребенка к личным достижениям в области физического совершенствования. К старшему дошкольному возрасту ребенок начинает проявлять интерес не только в процессу занятия физическими упражнениями, но и к своим достижениям. У него появляется стремление к самосовершенствованию. Если такое желание стимулируется взрослым, то оно превращается в потребность ежедневно заниматься физкультурой.
2. Формирование системы знаний о видах спорта, спортивных событиях в России и мире. Систематичное совместное с родителями посещение спортивных зрелищ, просмотр телетрансляций спортивных состязаний, знакомство с литературой о развитии олимпийского движения способствуют созданию у ребенка системы представлений о становлении и структуре физической культуры.
3. Воспитание интереса к народным традициям. Празднование Нового года, Рождества, Масленицы в каждой семье имеет свое специфическое содержание. При использовании элементов фольклора, народных игр, забав, хороводных плясок, песен при организации праздника появляется возможность знакомства ребенка с историей и культурой своего народа.
4. Приобщение детей к социальному опыту своей семьи в области поддержания здоровья. Системное включение закаливающих мероприятий, утренней гимнастики, физических упражнений в повседневную жизнь семьи формирует у ребенка потребность в их использовании, закрепляет полезные привычки.
5. Формирование интереса и воспитание уважения к семейным традициям вообще и к семейным традициям физического воспитания в частности. В каждой семье существует свой набор традиционных видов деятельности, реализуемых в различных областях жизни: досуговой, производственной, профессиональной, оздоровительной. При стихийном воздействии традиций на ребенка возможно прерывание преемственности опыта поколений, тогда как при стремлении к осознанному восприятию их значимости, вероятность их продолжения в будущей самостоятельной семейной жизни ребенка значительно возрастает.
6. Содействие сохранению и укреплению здоровья. Физическая активность является одним из самых могучих средств предупреждения заболеваний, укрепления защитных сил организма, повышения работоспособности и выносливости.
Нами были определены следующие задачи совместных физкультурных занятий родителей и детей:
- содействие вербальному и невербальному общению родителя с ребенком;
- содействие формированию гармоничных взаимоотношений между детьми и родителями, изменение образа ребенка в представлении родителей в положительную сторону;
- обогащение двигательного опыта детей и развитие психофизических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы;
- развитие у детей психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления;
- формирование у родителей практических умений в области физического воспитания ребенка;
- повышение уровня педагогической и психологической культуры родителей.
К видам оздоровительного семейного досуга относятся:
- туризм, пешие прогулки;
- чтение сказок и рассказов о пользе физических упражнений и спорте и последующая беседа о прочитанном;
- посещение спортивных зрелищ;
- семейные праздники с элементами физкультуры и спорта.
Туризм и пешие прогулки являются одной из форм активного отдыха, рационального использования свободного времени для укрепления здоровья. Они способствуют развитию настойчивости, выносливости, профилактики сердечно-сосудистых и респираторных заболеваний. Кроме того, семейный походы способствуют укреплению семьи, формируют у детей положительные нравственные качества, развивают любознательность, приобщают к миру природы, воспитывая бережное отношение к ней. Они расширяют кругозор ребенка, формируют представления об истории родного края, традициях и культуре народа. В семейном походе дети чувствуют свою причастность к общему делу, видят, какую пользу они приносят .
Прогулка с дошкольниками требует тщательно продуманной организации. Важно предусмотреть все мелочи, найти удачное сочетание различного рода физических нагрузок с отдыхом, что позволит дать положительный эмоциональный настрой, доставит детям радость.
С детьми 5 – 6 лет прогулки в ближайшее окружение планируются с таким расчетом, чтобы маршрут в один конец занимал 30– 40 минут. При регулярной организации походов дети преодолевают путь примерно 7 км. Хорошо ходить в поход не одной, а двумя-тремя семьями, чтобы в таких объединениях было не менее 2 – 3 детей, сходных по возрасту. На первых порах не следует отправляться в далекий от дома поход, особенно при небольшом туристском опыте родителей. Обязательно надо учесть реальные возможности детей, не переоценивать их силы, выносливость.
Полезная информация:
Уникальность и значение детства как возрастного периода жизни
человека
По Конвенции о правах ребенка, часть 1, статья 1, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто ве ...
Роль свободы и авторства в развитии ребенка
Свобода является философской категорией; в самом общем смысле означает способность человека самостоятельно определять свои поступки, действовать по своему усмотрению, на основании собственного решения. Проблема свободы получила наиболее полное содержательное раскрытие в 60-80-е гг. у ряда экзистенц ...
Развитие интерьера детской комнаты в историческом аспекте
В конце 18 века семья, хозяйство, воспитание детей отходили на задний план. Очень быстро в верхах общества устанавливается обычай не кормить детей матери. (Конечно, это не в провинции и, конечно, не у какой-нибудь бедной помещицы, у которой двенадцать человек детей и тридцать душ крепостных, а у дв ...