Индивидуализацию обучения, предусмотренную на новом организационном уровне в системе ПО, следует считать объективным процессом, обусловленным целым рядом факторов формирования индивидуальных образовательных потребностей учащихся, выходящим за рамки не только ПО, но и старшей ступени общего образования как таковой. Вот эти факторы.
1. Учебная динамика ученика, не совпадающая с учебной динамикой группы. В этом случае ИОП / ИУП становится средством компенсации.
2. Наличие у учащегося специфических ограничений, связанных со скоростью и индивидуальными особенностями процессов, лежащих в основе ключевых компетенций (работа с информацией, коммуникация и др.). Здесь речь идет не об умственных патологиях или ограничениях, а именно о специфике процессов (их скорости, в первую очередь) познания, которые у отдельных учеников могут не совпадать со средними значениями в группе обучения. Таким образом причина выхода ученика на ИОП / ИУП – потребность в большей природосообразности учебного процесса характеристикам учащегося. В этом случае ИОП / ИУП является средством оптимизации.
3. Выявление у учащегося объективной (медицинской, психологической или социальной) причины, не позволяющей ему осваивать учащемуся курс в рамках имеющейся ("базовой" или профильной) учебной группы. В этом случае ИОП / ИУП является средством адаптации.
4. Постановка учеником (или родителями ученика) задачи на поступление в учебное заведение с высокими (относительно стандарта) или специфическими (относительно способа деятельности) требованиями к поступлению или дальнейшему обучению. В этом случае ИОП / ИУП становится средством интенсификации.
5. Выявление у учащегося образовательных интересов или проектирование таких интересов родителями, для удовлетворения которых отсутствуют предметы или даже образовательные области. В этом случае ИОП / ИУП является средством расширения содержания образования.
6. Отсутствие в образовательном учреждении специалистов или иных ресурсов для удовлетворения отдельных образовательных потребностей (в том числе и по критерию качества), при сохранении общей заинтересованности к посещению данного образовательного учреждения. В этом случае ИОП /ИУП является средством обеспечения учебной мобильности.
7. Создание ситуации дефицита времени у успешных учащихся, связанное с высокими образовательными запросами. В этом случае ИОП / ИУП является средством здоровьесбережения (уменьшения непродуктивной нагрузки на учащегося).
Таким образом, ИУП реализует в условиях ПО следующие семь функций: компенсационную, оптимизационную, адаптационную, функцию интенсификации, функцию расширения содержания образования, функцию обеспечения учебной мобильности, здоровьесберегающую.
Нормативно-правовыми основами обучения по ИОП / ИУП являются:
а) Федеральный Закон РЙ "Об образовании", п.1 ст. 50 которого указывает, что "…обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения …. Обучение граждан по индивидуальным учебным планам в пределах государственного образовательного стандарта регламентируется уставом данного образовательного учреждения" ;
Полезная информация:
Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с умственной
отсталостью
В странах Западной Европы и США термины «олигофрения», «имбецильность», «идиотия» практически не используются. Оксфордский словарь (1989) определяет олигофрению как «слабоумие» (термин, альтернативный термину «умственная отсталость») и раскрывает понятие так: «Пониженное общее интеллектуальное функ ...
Ступени высшего профессионального образования, сроки и формы его получения
1. Основные образовательные программы высшего профессионального образования могут быть реализованы непрерывно и по ступеням. 2. В Российской Федерации устанавливаются следующие ступени высшего профессионального образования: высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успеш ...
Виды и формы контроля знаний в учебном процессе обучения психологии
Понятие контроля и его функции Контроль - это проверка качества усвоения учебного материала, установление обратной связи между преподавателем и учащимися. Функции контроля: а) для учащихся - контроль обеспечивает качество усвоения знаний, дает возможность понять ошибки, неточности, вовремя их испр ...