Базовые, профильные предметы и элективные курсы

Образование и воспитание » Профильное обучение в Российской Федерации » Базовые, профильные предметы и элективные курсы

Страница 2

Состав базовых и профильных общеобразовательных предметов определяет состав федерального компонента БУП. Другие компоненты БУП (региональный и школьный) на старшей ступени школы представлены в нем "рамочно" – с указанием только числа часов, отводимых на их изучение (подробнее см. об этом далее, в п. 2.2.2).

Базовые и профильные предметы, выполняя различные функции в системе профильного обучения, имеют и ряд различий, как в целях, так и в содержании.

1. Различия на уровне состава прелдметов. Во-первых, в состав профильных входят только те предметы, которые углубляют содержание базовых общеобразовательных предметов. Во-вторых, на профильном уровне базовые предметы (образовательные области) могут быть представлены совокупностью отдельных профильных предметов. Например, образовательная область "Естествознание" на профильном уровне может быть представлена совокупностью естественнонаучных курсов: физики, химии, биологии, физической географии. Обществознание – курсами экономики, права, социологии, культурологии и т.д. В третьих, некоторые учебные предметы могут быть не представлены в рамках федерального компонента БУПа на профильном уровне. К их числу следует, видимо, отнести ОБЖ и физическую культуру (помимо специальных спортивных школ). Одновременно такой учебный предмет, как технология, на наш взгляд, не может быть представлен в старшем звене школы единым базовым, т.е. инвариантным по содержанию, курсом. При этом ЕГЭ по названным выше учебным предметам (ОБЖ, технология, физическая культура) не проводятся.

2. Различия на уровне целей базовых и профильных предметов. Хотя оба типа предметов носят общеобразовательный характер, они ориентированы на приоритетное решение разных комплексов задач.

Базовые предметы в большей степени связаны с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования. Их содержание включает основные достижения и ценности отечественной и мировой культуры, определяющие мировоззренческие позиции человека, самоопределение личности в окружающем мире, ее социализацию. К числу основных задач базовых предметов следует отнести формирование общеучебных, общеинтеллектуальных умений, способности к самостоятельности, самоорганизации, готовности к сотрудничеству, толерантности, умение вести диалог и т.д. Эти умения носят междисциплинарный, надпредметный характер и овладение ими может быть описано как овладение ключевыми компетенциями (именно ключевыми, а не множеством узкопредметных, как это сделано в действующей версии стандартов).

Ряд общеобразовательных функций и задач для базовых предметов на старшей ступени школы уходят на второй план, реализуются опосредованно. Среди таких задач можно назвать задачи профориентации, подготовки к профессиональной деятельности, последующему профессиональному образованию.

Задачи профильных предметов во многом определяются основным мотивом учащихся, поступающих в профильную школу, – это подготовка к поступлению в вуз, получение высшего профессионального образования. По данным социологических опросов, 95–96% школьников именно в этом видят смысл обучения в X-XI классах.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезная информация:

Логические методы познания
К логическим методам познания относятся: анализ, синтез, сравнение, аналогия, абстрагирование, обобщение, конкретизация, индукция, дедукция, классификация и др. Логические методы познания особенно необходимы при отыскании решения задач. Рассмотрим, например, следующую задачу: «Определить площадь че ...

Виды и наименования высших учебных заведений
1. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт. 2. Университет – высшее учебное заведение, которое: реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подгото ...

Характеристика особенностей становления дополнительного образования в России
Дополнительное образование детей как неотъемлемая часть системы образования России приобрела системные характеристики в 90-х годах прошлого столетия. В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» внешкольные учреждения преобразованы в учреждения дополнительного образования, а систе ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru