Два термина «отметка» и «оценка» имеют сходное, но не тождественное лексическое значение, которое даже учителя не всегда различают. Например, когда говорят о «выставлении оценок за четверть», то речь идет все-таки об отметках, а не об оценках.
«Оценка» – значительно более широкое понятие, чем «отметка». Оценка предполагает содержательный анализ результатов труда ученика, в том числе и затраченных им усилий, а также отношения к учебному заданию, и в этом смысле она предшествует отметке.
Основные функции педагогической оценки, выделяемые большинством учёных): а) ориентирующую (учитель при оценке выделяет те качества личности, знания, умения, которые способствуют или препятствуют эффективности учебной деятельности и их соответствие эталонам); б) стимулирующую (побуждение школьников к овладению недостающими знаниями, способами действий, правилами поведения).
Итак, отметка не может оценивать умение мыслить, или ее критерии становятся размытыми. Также с ее помощью невозможно оценить динамику развития ученика, его рост по сравнению с самим собой.
Эмоции – один из важных аспектов учебной деятельности. Эмоции оказывают сильнейшее влияние на учебный процесс: на эффективность, на познавательную активность учащихся. При этом важно подчеркнуть, что положительное влияние оказывают положительные эмоции, а отрицательное – отрицательные эмоции. В связи с этим в мировой психологии серьезно возрос интерес к созданию у учащихся положительных эмоциональных состояний. Ряд исследователей считает, что эмоциональный коэффициент учащихся более важен, чем интеллектуальный коэффициент.
Особый интерес представляет подростковый возраст, как отметила еще Ш. Бюлер, наблюдается «повышенная чувствительность и раздражительность, беспокойное и легковозбудимое состояние».
Особенности жизни ребенка в данной социальной ситуации определяют ведущий вид эмоций. В связи с этим представляет интерес сопоставление эмоциональных состояний учащихся, живущих в условиях разной культуры.
В практике обучения эмоции учащихся недостаточно учитываются. Многие учителя считают, что эмоции влияют на эффективность обучения не прямо, что они всегда возникают стихийно, поэтому управлять ими невозможно, и учитель должен обращать большее внимание на непосредственное преподавание знаний.
Полезная информация:
Роль учителя в формировании самооценки
В школьном возрасте самоуважение в значительной степени связано с уверенностью в своих академических способностях (которая, в свою очередь, соотносится со школьной успеваемостью). Дети, которые хорошо учатся в школе, имеют более высокую самооценку, чем неуспевающие ученики. Если принять во внимание ...
Опытно-экспериментальная работа по формированию у
подростков культуры потребления информации телевизионных СМИ
Эмпирическое исследование по избранной теме проводилось нами в МОУ СОШ № 24 п. Юрты, 9 "а" класс. Особенностью данного учебного заведения является то, что оно расположено в центре посёлка, разделено на два здания, в одном из которых расположены спортивный зал и библиотека, в другом - комп ...
Рефлексия в ОДИ
Все этапы и все фрагменты игровой работы пронизаны рефлексивными отношениями. ОДИ создаёт пространство для инициации и развития рефлексии, в котором она раскрывается во всех многочисленных аспектах. Рефлексия может выступать как специальным образом организованная деятельность (которая может быть ис ...