Становление и развитие идеи профильной дифференциации в истории отечественной и зарубежной педагогики

Образование и воспитание » Профильное обучение в Российской Федерации » Становление и развитие идеи профильной дифференциации в истории отечественной и зарубежной педагогики

Страница 3

Так, в Новосибирской физматшколе в середине 1960-х гг. "важнейшую роль играли кружки, руководимые научными сотрудниками, аспирантами, студентами. В выпускном классе много времени отводилось специализации в одной из отраслей будущей профессии. А один день в неделю школьник уже проводил в соответствующем НИИ. Он работал лаборантом и сдавал зачёт по результатам экспериментальной деятельности сотрудникам.

Некоторые выпускники спецшкол первых выпусков были приняты сразу на второй курс университета, с зачетом курсов, прослушанных в школе. Однако в дальнейшем от такого подхода отказались, предпочитая не зачет курсов, а прием экзаменов по полной программе университета, так сказать, экстерном. От этого принципа впоследствии также отказались, считая, что в экстернате нет особой необходимости. Затем на протяжении ряда лет предпочтение отдавалось не столько углубленной подготовке, сколько подготовке к вступительным экзаменам в университет.

Опыт первых спецшкол был активно задействован. В разных городах стали появляться физико-математические школы и классы, классы со специализацией по иностранным языкам – наиболее распространенная форма профилизации.

Таким образом, сложившийся к концу 1960-х гг. институт спецшкол (по существу, монопрофильных школ) в СССР позволял готовить детей с повышенными способностями и высоким уровнем знаний по профильной специальности соответствующего вуза (математика, язык) и обеспечивал их поступление именно в этот вуз. Профильность делала школу статусной, "элитной" и обеспечивала постоянный приток учащихся и возможность их конкурсного отбора. При этом основная программа оставалась практически неизменной, вводились лишь дополнительные часы по соответствующему профилю.

В московской спецшколе № 67 (ныне гимназия № 1567) с 1968 г. отрабатывались свои технологии организации профильного обучения. Распределение учащихся по профильным классам проводилось с учётом не только академической успеваемости учащегося, но и написанного им сочинения особой тематики: "Почему я поступил в "математический" класс". При этом профильные классы создавались "от учителя", т.е. "лишь в тех случаях, когда можно было обеспечить преподавание профильного предмета высококвалифицированным педагогом, мастером своего дела, имеющим собственное лицо".

В начале 1970-х гг. в практике советской школы послевоенного периода была осуществлена первая попытка реализовать профилизацию учебного процесса на основе индивидуальных учебных планов. В посёлке Зелёный Бор Кокчетавской области был создан культурно-образовательный центр. "Здесь принципиально по-новому должна была строиться образовательная деятельность. Разновозрастные группы комплекса выполняли работу по интересам, а каждый молодой человек по индивидуальному плану осваивал в этой культурной среде учебные программы. Таким образом, он мог приобщиться к теоретическим основам и практическим навыкам современной культуры и достаточно рано выбрать по склонностям и способностям профессию, получая при этом высшее образование".

Однако наиболее массовой формой дифференцированного обучения в 1960–1980-е гг. стали факультативные курсы (введённые в 1966 г. в VIII-Х классах), по которым было подготовлено достаточное количество программ практически по всем учебным предметам. Основной задачей факультативов считалась профессиональная ориентация и начальная профессиональная подготовка учащихся, например, по профессиям лаборанта-химика, агрохимика и др. Однако на практике всё большей популярностью пользовались факультативы академической направленности, предполагавшие углублённое изучение тех или иных разделов профильного предмета. В ряде общеобразовательных (не специализированных) школ осуществлялось своего рода "скрытое профилирование" на основе хорошо поставленных факультативных занятий. Так, в 45-й московской школе, которой руководил Л.И. Мильграм, в первой половине дня старшеклассники занимались по общей программе, а после обеда шли уроки углублённого изучения предметов по блокам дисциплин, официально оформлявшиеся как факультативные занятия.

Лишь в 1979 г. были приняты учебные планы и программы школ с углублённым изучением отдельных предметов, где профилирующим дисциплинам было отведено соответствующее место в общей системе учебных курсов.

К концу 1980-х гг. по итогам 25-летнего периода работы отечественных спецшкол выявились вопросы и проблемы, которые потребовали решения на высоком уровне. Во-первых, стало ясно, что разрыв принадлежности различным министерствам и отсутствие единого руководства университета и школы приводит к возникновению различных организационных проблем. Во-вторых, понадобилось более четко определить систему отбора учащихся; в третьих, уточнить основополагающие цели специализированной подготовки. В-четвертых, стало ясно, что наработанный за четверть века методический, экспериментальный и практический материал требует научной обработки и дальнейшего развития. Стало понятно, что экстенсивный путь развития общеобразовательной школы как специальной исчерпал свои ресурсы в различных смыслах: добавление учебного материала к неизменным государственным учебным планам и программам приводило к необоснованным перегрузкам учащихся, создавало проблемы как органам управления образования, так и в самих школах.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Полезная информация:

Когда была создана первая скульптура
Скульптура, вероятно, самое старое искусство. Люди высекали из камня еще до того, как начали рисовать или даже строить дома. Уцелело только незначительное количество предметов, иллюстрирующих, какой была скульптура тысячи лет назад. Но люди, живущие сегодня на первобытной стадии развития, часто выс ...

Расчет учебной успешности студентов КузГПА факультета иностранных языков по дисциплине «Английский язык»
Расчет учебной успешности студентов КузГПА факультета иностранных языков по дисциплине «Английский язык» на наш взгляд, должен вестись по рейтинговому модулю оценки учебной успешности учащихся, включающим в себя успеваемость по предмету. Успеваемость - качественная характеристика, отражающая степен ...

Методика решения качественных задач
Как уже было сказано выше, задачи-вопросы решают устно. Чтобы воспитать у учащихся навык сознательного подхода к решению качественных задач, нужна определенная система работы с ними учителя и продуманная методика обучения. Немалое значение имеет правильный подбор задач. Наиболее доступны на первых ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru