Роль школы в профессиональном самоопределении учащихся

Образование и воспитание » Роль школы в профессиональном самоопределении учащихся

Перед каждым юношей и девушкой рано или поздно возникает проблема выбора профессии. Вопрос «Кем быть?» - как уравнение со многими неизвестными, от правильного решения которого во многом зависит наша дальнейшая судьба. Поэтому профессиональная ориентация учащихся – одна из важнейших педагогических и психологических проблем, решение которой зависит не только от социально-экономических условий государства, но и от выполнения задачи воспитания и образования молодежи, возложенной на школу.

Приобщение молодого поколения к труду – проблема вечная. Найти свое призвание юноши и девушки мечтали во все времена. Но немногим удавалось осуществить эти замыслы, заняться любимым делом, развить и применить свои дарования и способности. Дети бедных и обездоленных чаще думали о куске хлеба, чем о своем призвании.

Научно-технический прогресс расширил профессиональные возможности, удовлетворяя потребности молодежи непрерывным появлением новых профессий. Известно, что современный молодой человек имеет в 100-200 раз больше вариантов выбора, чем его прадеды. Во столько раз возросла степень свободы выбора профессионального пути.

И все же молодые люди оказываются психологически неподготовленными к профессиональному самоопределению и в результате копируют поведение других людей, следуют моде, советам друзей и знакомых. А сделав неосознанный выбор, мы выполним работу, не приносящую моральное удовлетворение.

Нынешние социально-экономические условия актуализировали вопросы социализации и профессионального самоопределения личности, подготовки инициативных, компетентных, предприимчивых, профессионально мобильных специалистов. Традиционные методы профориентационной работы не находят своего применения в современной школе, ибо отсутствуют прежние производственные базы госпредприятий, системы трудового обучения и производительного труда в школе.

В то же время изменилось восприятие престижности профессий в сознании молодежи. Становясь субъектом рыночных отношений, молодые люди должны самостоятельно осуществлять выбор работы как деятельности в государственной или частной сфере, нести ответственность за его последствия (размер заработной платы, возможности для развития своих способностей и карьеры). Мотивы же выбора профессии не всегда отвечают возможностям личности при обучении, возникает дисбаланс между требованиями профессии и способностями индивида. У большинства нынешних выпускников школ формируются установки не на творческую самореализацию, а на пассивное потребление образования, культуры и труда.

Для успешной социальной адаптации в чрезвычайно динамичном и мобильном обществе у учащихся старших классов должны быть сформированы устойчивые профессиональные намерения, которые, в свою очередь, способствуют формированию профессиональной направленности личности.

Поэтому профессиональная ориентация учащихся – одна из важнейших педагогических и психологических проблем, решение которой зависит не только от социально-экономических условий государства, но и от выполнения задачи воспитания и образования молодежи, возложенной на школу.

Учитывая значимость проблемы, избранная тема курсовой работы «исследования педагогической науки и практики при подготовки старшеклассников к выбору профессии» очень актуальна.

Объект исследования: трудовое воспитание и профориентация.

Предмет: подготовка старшеклассников к выбору профессии.

Цель исследования: выявить особенности подготовки старшеклассников к труду и выбору профессии.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- охарактеризовать трудовое воспитание в современной школе;

- проанализировать возрастные особенности старшеклассников и их учет в выборе профессии;

- выявить задачи школы, родителей по трудовому воспитанию и профориентации;

- предложить методики исследования и диагностики профессиональных интересов учащихся.

Полезная информация:

Ролевые игры, дискуссии, моделирование
В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно решить через технологию игровых форм обучения. Игровая деятельность ...

Основные этапы дифференциации и интеграции туристско экологического образования в СОШ им. С. Жаксыгулова Таскалинского района
«Правильно поставленная работа позволяет обеспечить связь между предметами, дать возможность учащимся применить свои знания на практике, воспитывать положительные и устранять отрицательные черты характера, дать азы экологической грамотности. Кроме того, как все формы работы с молодежью, экспедицион ...

Анализ результатов эмпирического исследования аспектов формирования социально-профессиональной компетенции в учреждениях начального профессионального образования
Эмпирической базой исследования стал Курский Торгово-Экономический колледж. В исследовании приняли участие 87 человек. Учащиеся первого курса групп 1 ТОВ «А» и 1ОРГ «А» и третьего - группы 3 ТОВ «А» и 3 ОРГ «А». Используя данные, полученные в ходе исследования (Приложение1 таблица 6, 7, 8, 9) мы пр ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru