Перед каждым юношей и девушкой рано или поздно возникает проблема выбора профессии. Вопрос «Кем быть?» - как уравнение со многими неизвестными, от правильного решения которого во многом зависит наша дальнейшая судьба. Поэтому профессиональная ориентация учащихся – одна из важнейших педагогических и психологических проблем, решение которой зависит не только от социально-экономических условий государства, но и от выполнения задачи воспитания и образования молодежи, возложенной на школу.
Приобщение молодого поколения к труду – проблема вечная. Найти свое призвание юноши и девушки мечтали во все времена. Но немногим удавалось осуществить эти замыслы, заняться любимым делом, развить и применить свои дарования и способности. Дети бедных и обездоленных чаще думали о куске хлеба, чем о своем призвании.
Научно-технический прогресс расширил профессиональные возможности, удовлетворяя потребности молодежи непрерывным появлением новых профессий. Известно, что современный молодой человек имеет в 100-200 раз больше вариантов выбора, чем его прадеды. Во столько раз возросла степень свободы выбора профессионального пути.
И все же молодые люди оказываются психологически неподготовленными к профессиональному самоопределению и в результате копируют поведение других людей, следуют моде, советам друзей и знакомых. А сделав неосознанный выбор, мы выполним работу, не приносящую моральное удовлетворение.
Нынешние социально-экономические условия актуализировали вопросы социализации и профессионального самоопределения личности, подготовки инициативных, компетентных, предприимчивых, профессионально мобильных специалистов. Традиционные методы профориентационной работы не находят своего применения в современной школе, ибо отсутствуют прежние производственные базы госпредприятий, системы трудового обучения и производительного труда в школе.
В то же время изменилось восприятие престижности профессий в сознании молодежи. Становясь субъектом рыночных отношений, молодые люди должны самостоятельно осуществлять выбор работы как деятельности в государственной или частной сфере, нести ответственность за его последствия (размер заработной платы, возможности для развития своих способностей и карьеры). Мотивы же выбора профессии не всегда отвечают возможностям личности при обучении, возникает дисбаланс между требованиями профессии и способностями индивида. У большинства нынешних выпускников школ формируются установки не на творческую самореализацию, а на пассивное потребление образования, культуры и труда.
Для успешной социальной адаптации в чрезвычайно динамичном и мобильном обществе у учащихся старших классов должны быть сформированы устойчивые профессиональные намерения, которые, в свою очередь, способствуют формированию профессиональной направленности личности.
Поэтому профессиональная ориентация учащихся – одна из важнейших педагогических и психологических проблем, решение которой зависит не только от социально-экономических условий государства, но и от выполнения задачи воспитания и образования молодежи, возложенной на школу.
Учитывая значимость проблемы, избранная тема курсовой работы «исследования педагогической науки и практики при подготовки старшеклассников к выбору профессии» очень актуальна.
Объект исследования: трудовое воспитание и профориентация.
Предмет: подготовка старшеклассников к выбору профессии.
Цель исследования: выявить особенности подготовки старшеклассников к труду и выбору профессии.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать трудовое воспитание в современной школе;
- проанализировать возрастные особенности старшеклассников и их учет в выборе профессии;
- выявить задачи школы, родителей по трудовому воспитанию и профориентации;
- предложить методики исследования и диагностики профессиональных интересов учащихся.
Полезная информация:
Концепция художественного образования Российской федерации
В России исторически сложилась система художественного образования. Она включает эстетическое воспитание, общее художественное образование и профессиональное художественное образование. Реализация программ художественного образования осуществляется во всех типах и видах образовательных учреждений: ...
Сущность и условия оказания педагогической поддержки
Концептуальные представления о педагогической поддержке как норме педагогической деятельности формируются под воздействием идей и теоретических исследований, разрабатываемых в русле философской, педагогической и психологической антропологии. Генеральная идея об автономной и свободной сущности челов ...
Особенности развития творческого воображения у детей с особыми
образовательными потребностями
Детям с нарушением интеллекта непросто заниматься трудовой деятельностью. Тем более им сложно доводить начатое дело до конца. В связи с этим первая важная задача – сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности. Процесс трудового воспитания тесно взаимосвязан с развитием сенсорно – перс ...